Главная » Приколы » В ХОРОШЕМ ДОМЕ ЗИМОЙ ТЕПЛО. В ХОРОШЕМ АВТОМОБИЛЕ – ТОЖЕ!

В ХОРОШЕМ ДОМЕ ЗИМОЙ ТЕПЛО. В ХОРОШЕМ АВТОМОБИЛЕ – ТОЖЕ!

Задача перед ними стояла непростая. Это изречение, говорят, было прикноплено к кульманам «печников» – молодых конструкторов, отвечавших за отопление первого «Запорожца». Значит, нужен был автономный, независимый от мотора отопитель. У двигателя с воздушным охлаждением нет радиатора, теплом которого обычно обогревают салон. Но «печники» решительно забраковали его: слишком слаб для наших морозов. Такой устанавливала на своих автомобилях западногерманская фирма «Фольксваген».

Подумаешь, «слаб»! – Что вы мудрите? – сердился заместитель главного конструктора.

– В старых машинах выручали тулупы – и тут выручат!

– В «Запорожце» и без тулупа тесновато,– отвечали ребята.

– А потом времена не те: люди хотят комфорта!

Главный «печник» Лева Спекторов переворошил гору книг и журналов – все искал подходящую конструкцию.

– Ну, как, нашел что-нибудь?

Было в старину одно прекрасное отапливаемое транспортное средство, но, боюсь, этот опыт нам не подойдет. – Вы знаете, нашел!

– Почему?

Других крупных достижений в интересующей нас области обнаружить не удалось... – Потому что это была печь, на которой по щучьему веленью ездил Емеля.

Из газеты узнали, что Шадринский автоагрегатный завод «сделал хороший подарок геологам, оленеводам и всем труженикам, которым приходится ночевать зимой в палатках: создал портативный бензиновый отопитель с высокой теплопроизводительностью». Шутки шутками, а времени оставалось в обрез.

– решило начальство. – Будем брать его и приспосабливать к «Запорожцу»! Поехали на Урал, получили печки для испытаний. Сказано – сделано.

Бывает, взрываются... – Только вы, ребята, с ними поосторожнее,– напутствовали запорожцев шадринцы.– Мы еще их до конца не освоили.

– Поспешил корреспондент! – А как же «хороший подарок оленеводам»?

Ни пуха, ни пера!.. – Вы первые, кто будет нашими печками пользоваться.

Шадринцы сгустили краски: печка не взорвалась. Вернувшись домой, «печники» установили отопитель влаборатории, привязали к включателю длинную проволоку и по команде «Пуск!» легли на пол. Пришлось хватать огнетушители. Она только загорелась веселым огнем.

– Да-а, подарочек!

– Ничего,– сказал Лева, вытирая копоть со лба.– Доведем ее до ума!

Грела она куда лучше немецкой. Печку вскоре действительно укротили и установили сзади, в моторном отсеке. И вдруг, когда горбатенькие ЗАЗ-965 уже вовсю шли с конвейера, начались ЧП. Проблема, казалось, была решена.

Она же горит!» – писали десятки возмущенных автовладельцев. «Что за печку вы сделали?

У нее был отдельный двухлитровый бачок. Здесь придется сказать пару слов о ее питании. В инструкции к «Запорожцу» эти слова выделили жирным шрифтом, но... Примерно раз в сутки водитель накачивал туда ручным насосиком бензин из главного бензобака и должен был во избежание перелива закрыть кран. Кран такие не закрывали, бачок переполнялся, бензин струился в моторный отсек,– и возникал пожар... есть автолюбители, не читающие инструкций, и есть просто рассеянные. Но у конструкторов всего мира есть неписаный принцип, который формулируется грубовато, но кратко: «Создавай защиту от дурака!» Другими словами, учитывай возможность неправильных, даже нелепых действий пользователя и позаботься о том, чтобы эти действия не имели роковых последствий. Завод мог занять формальную позицию: дескать, нет оснований жаловаться, поскольку вы, уважаемые граждане рассеянные, сами виноваты.

Шахматист на их месте мог бы сдаться, махнув рукой, они же не имели права. «Печники» оказались в трудной позиции и к тому же в цейтноте. Может, вообще отказаться от бензиновой печки и использовать тепло выхлопных газов? Срочно требовалось наилучшее решение! Заманчивая идея, но, увы, количество этого тепла зависит от скорости автомобиля.

При быстрой езде, когда выхлопных газов много, такой отопитель должен прилично греть, но стоит поехать медленнее – закоченеешь...

Бачок не переполнялся теперь у самых забывчивых, да и пользование печкой упростилось. Отопитель оставили прежний, но ручной насос для подачи бензина заменили автоматическим, электромагнитным. Для большей безопасности убрали ее из моторного отсека и установили спереди, в районе багажника.

Сели в машину,– отопитель гудит, старается. Устроили испытания. На дворе мороз, а внутри салона плюс двадцать пять.

– Попробуем на ходу?

Только разогнались по проспекту, как печка умолкла. – Поехали! Столбик термометра стал быстро опускаться к нулевому делению.

– вскричали «печники». – Да что ж это за проклятье на нашу голову?!

– Даю вам срок до тридцатого,– сказал директор завода.

– Тридцать первого я еду в Киев показывать новый «Запорожец», и отопитель должен быть в полном порядке.

Два выпуклых воздухозаборника по бокам действительно немного напоминали уши. Новым считался тогда ЗАЗ-966, прозванный «ушастым». «Печники» не участвовали в этой неофициальной дискуссии – не до того им было. «Лучше ли он горбатенького ЗАЗ-965?» – спорили заводчане. Ребята ночевали «без отрыва от производства», чтобы не тратить время на дорогу домой и назад. В лаборатории появились раскладушки. В этом они быстро разобрались. Почему печка работает только на стоянке? Выйти из этого положения можно было разными способами. Во время езды воздух врывался в нее сильным потоком и просто-напросто задувал пламя в камере сгорания. Лева и его товарищи избрали самый простой: переделали отопитель так, чтобы воздух для горения поступал в него не снаружи, а из салона.

– радовались ребята. – Все гениальное просто!

Конец печкиным капризам! – Теперь поступление воздуха не зависит от скорости автомобиля. Вот вернется директор из Киева – благодарность нам объявит!

Демонстрация машины прошла без сучка и задоринки. Директор Сериков съездил в столицу нормально. В тот же миг из патрубка забора воздуха вырвался огненный язык и заплясал у него на коленях. В отличном настроении возвращался он на «ушастом» домой и где-то за Полтавой открыл форточку. «Миша, горим!» Водитель Миша не растерялся, выключил печку и в два счета потушил пожар.

Давление воздуха в салоне упало, и он хлынул в обратном направлении: не в печку, а из печки, вместе с огнем. Виной всему была открытая на ходу форточка.

Теребя опаленные брюки, он повторял водителю: «Миша, ты меня только довези до завода, я этих чертовых халтурщиков научу работать!» Снова включить печку он не рискнул (а зря: при закрытых окнах все было бы в порядке). Но тогда, на зимнем шоссе, директор не знал причину.

Ближе к Запорожью он настолько замерз, что сократил свою просьбу: «Миша, довези, у меня же внуки!..»

Скрываясь, не теряли времени даром – занимались злосчастным отопителем.  – Он рассчитан у нас на закрытые окна,– говорил Лева. Две недели прятались от Серикова «печники»: ему, как Чапаеву, лучше было не попадаться под горячую руку.

Но в спешке мы не учли, что бывают исключения. – На первый взгляд, все правильно: зимой они должны быть закрыты. Окно открывают порой даже в сильный мороз – например, чтобы поправить наружное зеркальце.

– Увы. – И каждый раз при этом будет «фейерверк»! Воздух для печки брать из салона нельзя. Значит, наша конструкция не годится.

– Что же ты предлагаешь?

– Найти снаружи местечко, защищенное от воздушных потоков, и перенести патрубок туда!

Была там полость, из которой отопитель стал всасывать воздух для горения. Такое укромное местечко нашли возле заднего бампера. Пришлось заняться выхлопной трубой – изменить ее форму. Но выяснилось, что мешают выхлопные газы. «Теперь-то уже все будет в порядке!» – ободряли друг друга «печники» и... Водители-испытатели, поездив зимой по Сибири, не высказали к отопителю никаких претензий. ждали от печки новой каверзы.

На завод пришло письмо: «Мой „Запорожец“ плюет под себя огнем и оставляет на асфальте горящие лужи бензина. Дурные предчувствия их не обманули. Себякин». В.

Оказалось, он грубо нарушает инструкцию. Срочно поехали к автору разобраться, в чем дело. Автор письма сразу включал подачу бензина, который, не сгорая, переполнял камеру и тек наружу, под автомобиль... Включать печку надо в два приема: сначала с полминуты накаляется электроспираль, а потом подается бензин.

Себякину объяснили, как правильно управлять печкой, и принесли ему извинения.

– удивился он. – За что извиняетесь?

– Вина-то, выходит, моя.

Не предусмотрели – как бы это выразиться? – Мы больше виноваты. В камере сгорания печки сделали специальное сливное отверстие. – защиту от чудака... Провели испытания, во время которых дергали, крутили, давили кнопку включателя самым диким образом. Переполнение теперь было исключено: лишний бензин уйдет в бензобак. «Печники» облегченно вздохнули. Ничего непредвиденного не произошло. Всякие ЧП с печкой давно уже были забыты, как вдруг пришла жалоба в заграничном конверте.

Виноват отопитель. Фирма, продававшая «Запорожцы» в Австрии, сообщала, что они выбрасывают под себя огонь. Фирма будет заниматься дальнейшей продажей при условии, что Запорожский автозавод приобретет у нее партию электронных сторожей, предотвращающих переполнение камеры сгорания...

Представитель завода вылетел в Австрию. Гром с ясного неба! Фирма продемонстрировала ему «Запорожец», который действительно плевал под себя бензином, как во времена Себякина. 

Камера сгорания имеет сливное отверстие для бензина. – Как же так, господа? Дас ист унмёглихь! Она не может переполниться! Мы верим только своим глазам. [Это невозможно (нем.)] – Мы ничего не знаем про отверстие. – Я тоже верю своим глазам, господа. Наши глаза видят огонь под автомобилем.

Сливное отверстие в камере было заглушено: кто-то аккуратно нарезал в нем резьбу и ввернул винт... Давайте разберем отопитель и посмотрим.

Больше она не навязывала нам свои электронные сторожа. Фирма поспешно заявила, что аннулирует свою претензию и будет продавать «Запорожцы» на прежних условиях.

– Чтобы сбыть свой товар, бизнесмены придумывают еще и не такие фокусы,– закончил свой рассказ кандидат технических наук Лев Григорьевич Спекторов.





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*