Главная » Развлечения » В Большом театре поставили самую известную и самую короткую английскую оперу

В Большом театре поставили самую известную и самую короткую английскую оперу

Сцена из оперы "Дидона и Эней"Сцена из оперы "Дидона и Эней" Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

Первую английскую оперу без разговорных диалогов и речитативов  «Дидону и Эней» сочинил в 1689 году Генри Перселл (вместе с Бриттеном и группой «Битлз» он входит в тройку самых знаменитых британских композиторов). На Новой сцене Большого театра прошла премьера очень популярного и при этом очень необычного произведения.

А прожил всего 36 лет (по легенде, музыкант сильно простыл, когда ему пришлось заночевать на улице — он опоздал домой, а его жена заперла дверь и не слышала, как он стучал в окно). Перселл был очень успешным придворным и церковным композитором. Причем церемонию сопровождала музыка, которую Перселл написал для похорон английской королевы (тему из этого произведения через триста лет использовал Стэнли Кубрик в своем фильме «Заводной апельсин»; музыка Перселла звучит и в других голливудских фильмах, например, в экранизации «Гордости и предубеждения» 2005 года; а Владимир Дашкевич признается, что именно мелодии Перселла вдохновили его на создание музыки к фильмам о Шерлоке Холмсе). Похоронили Перселла с большими почестями, рядом с органом  Вестминстерского аббатства.

Сцена из оперы "Дидона и Эней"Сцена из оперы "Дидона и Эней" Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

Только в 1895 году, после большого перерыва, «Дидона и Эней» прозвучала снова. Правда, в XIX веке вкусы публики изменились коренным образом: классика и романтизм вытеснили из моды произведения эпохи барокко. И постепенно опера завоевала популярность во всем мире, а очень красивая финальная ария главной героини, в которой она прощается с жизнью, стала хитом.

Сцена из оперы "Дидона и Эней"Сцена из оперы "Дидона и Эней" Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

Ещё в XVII веке ноты пролога были утрачены, поэтому сейчас каждая оперная труппа придумывает своё начало оперы. Однако при постановке оперы в театрах режиссеры всегда сталкиваются с двумя проблемами: необходимостью использовать не только классические, но и старинные (барочные) инструменты и отсутствием пролога, в котором рассказывалось о жизни Дидоны до того, как она стала царицей Карфагена. Пролог также необходим, чтобы придать произведению нужный масштаб, так как без него опера очень короткая (всего 50 минут).

Поэтому инструменталисты под руководством мастера исторических музыкальных реконструкций дирижера Кристофера Мулдса сидят на одном уровне со зрителями. В постановке Большого театра для гармоничного звучания барочных инструментов подняли пол оркестровой ямы. В нём простая женщина-киприотка, ставшая пленницей Дидоны, излагает историю царицы Карфагена и обещает ей отомстить. А в качестве 20-минутного вступления сделали чисто драматический пролог.

Фото: Инна Фомина

Однако, по словам французского режиссера Венсана Уге, это не механический перенос постановки с одной сцены на другую. Этот спектакль — копродукция Большого театра с Международным оперным фестивалем Экс-ан-Провенс (во Франции премьера прошла в 2018 году). Масштаб истории, рассказанный в опере, подчеркивают  массивные декорации — высокая стена из каменных глыб, которая тянется через всю стену. В Москве создали более эпический спектакль, рассказывающий о судьбе народа и его властителях.





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*