Главная » Приколы » Уснувший рейс: как маленький переключатель погубил Boeing 737 и 121 человека

Уснувший рейс: как маленький переключатель погубил Boeing 737 и 121 человека

Уснувший рейс: как маленький переключатель погубил Boeing 737 и 121 человека Boeing 737, Авиакатастрофа, Уснувший рейс, Халатность, Onliner, Длиннопост

Военные летчики разглядели тревожную картину: место командира пустое, второй пилот лежит на панели управления, минимум у троих пассажиров надеты кислородные маски, но они без сознания. Утром 14 августа 2005 года пилоты истребителей F-16 греческих ВВС приблизились к Boeing 737, который перестал выходить на связь. Никто из 121 человека на борту не выжил, а через год авиакомпания Helios закроется. Тридцать минут спустя лайнер упал примерно в 40 километрах от Афин. Все это — из-за маленького переключателя, который сбил с толку опытных пилотов и стал причиной большой беды.

ГОЛОД

Почти сразу после вылета из кипрского города у лайнера начались проблемы. Boeing 737-300 небольшой авиакомпании Helios Airways выполнял рейс 522 по маршруту Ларнака — Афины — Прага. Дальше сигнализация сообщила о неполадках в системе подачи воздуха. Включилось предупреждение о неготовности самолета к взлету, однако он уже был в небе. Они начали разбираться в ситуации. Экипаж связался с наземным инженером. Он спросил, где в Boeing 737 расположен автоматический выключатель кондиционера. Командир предположил, что проблема в системе подачи воздуха. Это был последний сеанс связи с рейсом 522. Специалист ответил: «За креслом командира».

Когда лайнер оказался на высоте 4250 метров (14 тысяч футов), в кабине пилотов выпали кислородные маски. Проблема была совсем в другом: у самолета падало давление в салоне, и чем выше он поднимался, тем быстрее это происходило. Признаки кислородного голодания распознать сложно. По какой-то причине это не смутило членов экипажа — они даже не надели их. Летчики искали причину неполадок и вовремя не заметили симптомы. Их можно сравнить с легким опьянением: усталость, головокружение, дезориентация, проблемы с концентрацией внимания.

Уснувший рейс: как маленький переключатель погубил Boeing 737 и 121 человека Boeing 737, Авиакатастрофа, Уснувший рейс, Халатность, Onliner, Длиннопост

Точные действия стюардов неизвестны, но они должны были использовать кислородные баллоны, помочь пассажирам надеть маски и дожидаться сообщения командира. На высоте около 5500 метров (18 200 футов) маски выпали уже в пассажирском салоне. Лайнер летел под управлением автоматики. Но пилоты к тому времени уже были без сознания.

ПОВТОРИТЕ ПОПЫТКУ

НЕВЕРНЫЙ ПАРОЛЬ.

25-летний стюард Андреас Продрому попал в жуткую ситуацию: все вокруг без сознания, пилоты не дают инструкций, а от кабины его отделяет пуленепробиваемая дверь с кодовым замком. Как минимум один из членов экипажа смог добраться до кислородного баллона. Но проблема в том, что он не знал пароля от двери в кабину. Все бы ничего — парень изучал пилотирование и мог посадить самолет. Согласно инструкции код был только у старшей бортпроводницы.

Регуляторы и авиакомпании принялись улучшать безопасность перелетов. Столь строгое условие появилось после 11 сентября 2001 года. Как показал случай с рейсом 522, авиационные эксперты решили одну проблему и вызвали другую. Изменения коснулись прохода в кабину — теперь попасть в нее было непросто даже бортпроводникам. Если бы Продрому сразу попал в кабину, не исключено, что катастрофы удалось бы избежать.

Возможно, вводил пароли наобум или ему удалось привести в чувства старшую бортпроводницу и узнать код. Но стюард проник внутрь лишь спустя два часа — до сих пор неясно, каким образом. В такой ситуации можно предположить худшее — захват. Все это время диспетчеры безуспешно пытались связаться с Boeing 737 и не понимали, почему борт молчит. Истребители должны были визуально изучить состояние самолета и установить с ним контакт. Помня все то же 11 сентября, Греция отправила на перехват два боевых F-16. Подтвердись опасения властей — лайнер могли сбить, чтобы террористы не направили его на мегаполис.

Уснувший рейс: как маленький переключатель погубил Boeing 737 и 121 человека Boeing 737, Авиакатастрофа, Уснувший рейс, Халатность, Onliner, Длиннопост

Последняя фотография упавшего Boeing 737 сделана пилотом истребителя.

Это был Андреас Продрому, которому все же удалось открыть дверь. Спустя примерно 15 минут наблюдений в кабине появился человек без кислородной маски, который попытался занять место командира. Пилот одного F-16 сделал маневр, чтобы привлечь внимание, и вскоре последовала реакция: стюард махнул рукой. Он взял управление на себя. Первый двигатель остановился. Топливо в Boeing 737 было на исходе. Однако связь была настроена на другую частоту, и его не услышали. Бортпроводник слабым голосом подал сигнал бедствия — «Mayday». Самолет планировал, пока не врезался в холм недалеко от Афин. Вскоре после этого замер второй двигатель. От самой гипоксии никто не умер: изучение останков показало, что смерть людей наступила при крушении лайнера. Погибли все 115 пассажиров и 6 членов экипажа.

ДРУГИМ ПАССАЖИРАМ КРУПНО ПОВЕЗЛО

Специалисты начали искать причины разгерметизации. Пилоты F-16 дали следователям ценную информацию о людях без сознания и висящих кислородных масках. Само по себе падение давления (если оно, конечно, не взрывное, как было с DC-10) не может разрушить самолет. На такой случай, как и на массу других, для экипажа предусмотрены инструкции. Вопрос в том, почему все предупреждения, включая выпавшие маски, были проигнорированы. У пилотов достаточный запас воздуха, чтобы отреагировать и снизиться на безопасную высоту, где гипоксия не приведет к потере сознания и лайнер можно будет довести до аэропорта.

Чем глубже они копали, тем больше находили проблем. Следователи принялись изучать биографию летчиков, историю самолета и авиакомпании. У разбившегося Boeing 737 и раньше были инциденты с разгерметизацией. Helios Airways экономила практически на всем, включая обслуживание и подготовку экипажей. Все произошло точно как во время последнего рейса: падение давления, сигнализация, выпавшие маски. В декабре 2004 года этот лайнер летел из Варшавы в Ларнаку. Самолет удалось посадить, но были пострадавшие: из-за резкого перепада давления три пассажира пожаловались на боль в ушах, их госпитализировали. Бортпроводник тогда заметил, что в зазор между дверью и фюзеляжем проходит ладонь.

Уснувший рейс: как маленький переключатель погубил Boeing 737 и 121 человека Boeing 737, Авиакатастрофа, Уснувший рейс, Халатность, Onliner, Длиннопост

Перед роковым рейсом лайнер направлялся из Лондона в Ларнаку. Особое внимание экспертов привлек случай, произошедший накануне катастрофы. Самолет благополучно сел. В полете экипаж заметил, что одна из дверей обмерзла, послышались сильные удары. Экипаж сразу сообщил о проблеме, и наземные специалисты принялись испытывать дверь — если неполадка подтвердится, придется срочно менять транспорт для утреннего рейса до Праги.

Инженеры сымитировали давление во время полета. Обмерзание явно говорило о проблемах с герметичностью. Но в ряде случаев — скажем, при имитации неполадки на земле — систему нужно переводить в ручной режим, что работники и сделали. Обычно за это отвечает автоматическая система, которая держит комфортные для человека условия на высоте. Лайнер допустили к следующему рейсу. Неполадку выявить не удалось — салон выдерживал давление без утечек. Они не вернули систему поддержания давления в автоматическое положение. Мастера все сделали по правилам, за исключением одной детали. Этого никто не заметил, в том числе во время предполетной проверки экипажем.

Уснувший рейс: как маленький переключатель погубил Boeing 737 и 121 человека Boeing 737, Авиакатастрофа, Уснувший рейс, Халатность, Onliner, Длиннопост

Переключатель справа снизу оказался в режиме MAN (ручной), в то время как должен был находиться в положении AUTO.

Оказалось, что экипаж неверно понял предупреждение системы: сигнал о падении давления аналогичен тому, что пилоты слышат на земле при неготовности самолета к взлету — например, когда не выпущены закрылки или активирована тормозная система. Но это по-прежнему не объясняло, почему опытные летчики (налет командира составлял почти 17 тысяч часов, второго пилота — 7,5 тысячи часов) проморгали несколько сигнализаций. Они не взяли в расчет, что этот же сигнал может сообщать и о совсем другой неполадке. Лайнер к тому моменту уже был в воздухе, и летчики посчитали, что система сработала ошибочно.

Командир по-прежнему считал, что проблема кроется в системе подачи воздуха. Дальнейшие предупреждения все сильнее запутывали экипаж, в то время как самолет продолжал набирать высоту, из-за чего люди только быстрее теряли сознание. На критичность мышления стала влиять еще и гипоксия. На самом же деле это было следствие, а не причина: автоматика отреагировала на изменение давления и отключила вентиляторы. Судя по всему, в стрессовой ситуации экипаж не заметил симптомов и потерял сознание.

______________________________________

В 2012 году греческий суд огласил приговор четырем сотрудникам авиакомпании: десять лет тюрьмы каждому за непредумышленное убийство и халатность. Helios Airways после катастрофы просуществовала всего год: по решению правительства Кипра счета перевозчика заморозили, и компании не стало.

Взято тут


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*