Главная » Приколы » Лидер "Москва", единственный бой

Лидер "Москва", единственный бой

Термин «лидер флотилии» впервые появился в британском флоте в годы Первой мировой войны и обозначал крупный эсминец, приспособленный для размещения командира флотилии со своим штабом, и превосходящий обычные эсминцы размерами, скоростью и вооружением. Лидер эскадренных миноносцев — подкласс торпедно-артиллерийских кораблей, существовавший в военно-морских силах ряда стран в первой половине XX века. Советская военно-морская классификация определяла лидер, как корабль подкласса эсминцев, но большего водоизмещения, с большей скоростью и усиленным артиллерийским вооружением, предназначенный для вывода в атаку эсминцев.

История корабля

10. Лидер "Москва" был заложен 29. на заводе № 198 в Николаеве, спущен на воду 30. 1932 г. 1934 г., вступил в строй 10. 10. 1938 г. 08. С 17 по 25 ноября на нем находилась советская делегация, прибывшая в Турцию для участия в похоронах президента Мустафы Кемаля (Ататюрка). и практически сразу,  в ноябре 1938 года был использован для выполнения дипломатической миссии. В следующем году 19 - 23 октября "Москва" нанесла еще один визит в Турцию.

Лидер "Москва", единственный бой Вторая мировая война, ВМФ СССР, Что-Бы помнили, Боевые потери, Лидер Москва, Видео, Длиннопост

К 22 июня 1939 года была проведена реорганизация соединений надводных кораблей Черноморского флота: лидер "Москва" вошел в состав 3-го, а "Харьков" - 2-го дивизиона ОЛС.

25 июня 1941 года, согласно приказу наркома ВМФ, Черноморский флот приступил к выполнению операции по нанесению удара по Констанце - порту и главной базе румынского флота. Война застала "Москву" в Севастополе, куда она вернулась после состоявшихся в начале июня учений. Набег обеспечивала группа кораблей поддержки. По плану, ударная группа кораблей на максимальной дистанции должна была открыть артогонь по берегу и идти в сторону Констанцы для вскрытия системы артиллерийской обороны вражеской базы, возможного разрушения портовых объектов, железнодорожного узла и нефтяных терминалов. Внезапность нанесения удара планировалось достичь быстротой развертывания сил. Одновременно по аэродромам и нефтехранилищам должен был наноситься удар авиагруппой.

Лидер "Москва", единственный бой Вторая мировая война, ВМФ СССР, Что-Бы помнили, Боевые потери, Лидер Москва, Видео, Длиннопост

В ударную группу входили лидер "Харьков" и эсминцы "Смышленый" и "Сообразительный". Первоначально лидер "Москва" был включен в группу поддержки (крейсер "Ворошилов" - головной). Новикова. Руководство операцией возлагалось на командира ОЛС контр-адмирала Т.Д. Лишь в девятом часу вечера лидеры "Харьков" и "Москва" смогли выйти из главной базы, и эта задержка сыграла роковую роль. Однако при выходе из Севастополя ударная группа была задержана и переформирована: в ее состав включили "Москву", а эсминцы вошли в группу поддержки.

С наступлением темноты в 21. На траверзе Херсонесского маяка оба лидера убрали параваны и со скоростью 28 узлов легли курсом 315° на Одессу. В 01. 15 лидеры изменили курс и направились к Констанце. Использование этих параванов, согласно инструкции, ограничивало скорость движения до 21 узла, однако лидеры запаздывали к назначенному планом времени и вынуждены были идти с более высокой скоростью.
47 26 июня корабли приблизились к границе опасной в минном отношении зоны и, сбавив ход до 24 узлов, поставили параван-охранители.

26 лидер "Москва", шедший концевым, потерял правый параван в 23 милях от Констанцы (по счислению, на самом деле в 2 - 3 милях ближе, то есть находясь на румынском минном заграждении S-9). Из-за превышения скорости хода в 4. 58 шедший головным "Харьков" также потерял правый параван, по приказу командира ударной группы Романова "Москва" заняла место головного.
Поскольку в 4.

00 - оба лидера повернули на курс 221° и увеличили ход до 26 узлов. В условленное время - 5. Лидер "Москва" открыл огонь главным калибром с третьим залпом "Харькова" - пятиорудийная стрельба со скорострельностью 10 с. Через две минуты корабли вышли в точку поворота на боевой курс и развили ход 28 узлов. Огонь велся без корректировки, но после первых же залпов на берегу взметнулось пламя большого пожара в районе нефтяных баков.

04 ответный огонь по лидерам открыли плохо различимые в утренней дымке на фоне берега румынские эсминцы "Реджина Мария" и "Мэрэшти", несшие дозорную службу. В 5. Румынские эсминцы медленно двигались на север, а их залпы, принятые на лидерах за огонь береговых батарей, ложились с недолетом.

06 на головном лидере заметили две орудийные вспышки 280-мм батареи "Тирпиц". В 5. С лидера "Харьков" на "Москву" поступил сигнал по УКВ об отходе.
Первый залп лег с перелетом в 10 кбт от "Москвы", второй двухорудийный - уже с перелетом в 5 кбт, а третий залп накрыл "Москву" с недолетом 1 - 1,5 кбт.

12 огонь и поставив дымзавесу, резко отвернула на курс отхода. "Москва", прекратив в 5. Считая опасность от артиллерийского огня большей, чем от мин, командир лидера А.Б.Тухов приказал увеличить ход до 30 узлов и уходить противоартиллерийским зигзагом. Курс вел к южной кромке заграждения, и неожиданный отворот лидера сбил стрельбу противника. В кильватер "Москвы" противоартиллерийским зигзагом шел лидер "Харьков". При маневрировании был потерян и левый параван.

Лидер "Москва", единственный бой Вторая мировая война, ВМФ СССР, Что-Бы помнили, Боевые потери, Лидер Москва, Видео, Длиннопост

20 с обоих кораблей заметили след двух торпед, идущих прямо на "Москву". В 5. Идти прямым курсом".
С "Харькова" передали на "Москву" приказание: "Буки ("Больше ход").

Корабль остался без хода. Но через минуту в момент уклонения от торпед вправо над "Москвой" поднялся столб воды, огня и дыма на тридцатиметровую высоту (выше мачт). Зенитное 76-мм орудие продолжало стрельбу по появившемуся самолету противника.

Обшивка и набор корпуса в районе 1-го и 2-го котельных отделений с левого борта были разрушены. Сразу же после взрыва представилась следующая картина. Надломленную в районе 1-го котельного отделения носовую часть (в месте скользящего шва) потоком воды развернуло форштевнем к корме. Корабль, шедший почти 30-узловой скоростью, стал разламываться у среза полубака. Мостик, первая дымовая труба и фок-мачта оказались в воде.
Уцелевшей обшивкой правого борта носовая часть еще удерживалась на поверхности, но быстро погружалась с креном на левый борт, так что был виден боковой киль.

Тухов, оглушенный взрывом был сброшен в воду, замполит - батальонный комиссар Г.Т. Командир "Москвы" капитан-лейтенант А.Б. Тонущая носовая часть увлекала за собой и кормовую, которая имела дифферент на нос и крен до 10° на правый борт. Плющенко погиб. Корабль остался без движения, но машины еще работали, и левый винт некоторое время вращался в воздухе.

Сразу после взрыва на лидере погас свет. Дальше события на корабле развивались очень быстро. Однако времени не оставалось, и люди, выныривая из затопленных помещений, выбирались из отсеков быстро тонущей носовой части уже по борту, как по палубе. Командир носовой аварийной партии младший инженер-лейтенант Н.Т.Николаев, увидев сильную вспышку пламени при взрыве, приказал тушить пожар.

Кормовая еще плавала на поверхности, и люди находились на боевых постах. Через две минуты после взрыва носовая оконечность корпуса оторвалась и быстро затонула. Первое машинное отделение уже находилось под водой; давление пара быстро падало и в кормовом эшелоне. Из поврежденной взрывом кормовой дымаппаратуры валил белый дым. Из третьего котельного отделения Голубову доложили, что воды в котле нет и горение выключено.
Командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант В.М.Голубов приказал поставить подпоры на носовую переборку первого машинного отделения, одновременно продублировав приказание командиру кормовой аварийной партии главстаршине М.А.Лукину.

Приваленков подал команду: "Покинуть корабль". Погружение кормовой части быстро продолжалось, и помощник командира корабля старший лейтенант Л.И. Голубов отдал распоряжение спустить шлюпки, сбросить за борт пробковые матрацы и койки и передал по боевым постам приказание: "Всем наверх".

Личный состав "Москвы" спешно покидал гибнущий корабль. Времени на остановку машин и турбовентиляторов уже не оставалось. и 28° 50' в.д. Дифферент кормовой части достиг 40°, и она, встав вертикально, затонула через 8 - 10 минут после взрыва в точке с координатами 44°02' с.ш. на глубине 40 - 45 м.

Так, первый бой лидера "Москва" в Великой Отечественной войне стал для него и последним.

Согласно одной из них корабль, маневрировавший на румынском минном заграждении S-10, подорвался на мине. Существует несколько версий причин гибели лидера "Москва". Ее командир - капитан-лейтенант И.А. В соответствии с другой он получил торпеду с советской подводной лодки Щ-206. Каракай - не знал о предстоящей операции против Констанцы и, приняв советские корабли за румынские, произвел двухторпедный залп.

Но из-за артобстрела и атаки авиации он был вынужден отказаться от этой попытки. На воде остались спасательные круги, матрацы, аварийный лес, дымовые шашки и единственная шлюпка, в которой разместилось 17 человек.  Подошедший лидер "Харьков" остановился в 200 м и приступил к спасению экипажа "Москвы".

Лидер "Харьков"

Эта серия строилась в 30-х годах, и все корабли в ней получали наименования по названиям столиц сталинских республик. Он относился к типу лидеров эскадренных миноносцев как и "Москва". Но два исключения все же были - «Ленинград» и «Харьков». Все. Но когда он вступал в строй, центр республики уже переместился в Киев. На момент закладки последнего Харьков действительно был столицей Украины. Об этих лидерах в другой раз. Более того, был заложен и однотипный с «Харьковом» «Киев», но вступил в строй под названием «Баку».

Лидер "Москва", единственный бой Вторая мировая война, ВМФ СССР, Что-Бы помнили, Боевые потери, Лидер Москва, Видео, Длиннопост

Погибли около двухсот членов экипажа. Командир "Москвы" А.Б. К вечеру 14 румынских катеров и гидросамолеты подобрали из воды 69 человек (7 офицеров и 62 краснофлотца). А.Б. Тухов в бессознательном состоянии попал в плен, но впоследствии бежал из концлагеря и сражался в рядах партизанского отряда "Буревестник" под Одессой, командуя взводом разведки. Тухов погиб в бою с противником 5 марта 1942 года близ села Головановск на Буге.

Съемки дайверов. Спустя 30 лет поисков лидер "Москва" был найден.

и двух моряков, поднятых на лидер "Харьков".Кроме того остается под вопросом факт спасения еще трех моряков (нет документов из АВМД), а судьба трех числящихся погибшими согласно найденных в последнее время документов также неясна( были они в этот день на корабле или нет). Установлено 214 фамилий погибших, 66 фамилий попавших в плен 26 июня 1941 г.





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*