Главная » Юмор » Кинорецензии | Хэппи-энд | Трагикомедия

Кинорецензии | Хэппи-энд | Трагикомедия

Статный сухопарый старик после удара по голове приходит в себя на пляже в Таиланде. Он одет в брюки и тельняшку, больше у него ничего нет, и он понятия не имеет, кто он такой и как тут оказался. Старик голоден, поэтому отправляется куда глаза глядят в поисках еды. К счастью, у него на руке сохранились явно недешевые часы, которые он надеется обменять на еду, однако никто из торговцев часы брать не хочет. 

В одном из закоулков гавани старик видит группу тайцев, которые на деньги соревнуются, кто из них съест больше жгучих перцев. Старик ставит на кон против денег часы и выступает против бедного местного рыбака Бунчи (Чарай Муэнпрайун). Старик проигрывает, его последнюю надежду - часы - у него забирают, старик бросается в драку, после чего попадает в полицейский участок. 

Теперь у него только два варианта. Или на три месяца отправляться в очень недружелюбную тайскую тюрьму, или же бесплатно отработать три месяца в бунгало-отеле, которым владеет импозантная и самоуверенная русская дама по имени Ирина (Евгения Дмитриева). Разумеется, он отправляется в отель с Ириной.

Старик, которого, как выяснилось из надписи на часах, зовут Ксенофонтом (Михаил Гомиашвили), оказался не подарком. Так как он совершенно не знает, кто он такой и что умеет, то и Ирина толком не знает, для чего его приспособить. А у Ксенофонта есть свои задачи: ему как-то нужно заработать денег, чтобы уехать из Таиланда на родину... ну, в случае, если он вообще вспомнит, где его родина. 

Ксенофонт, которого послали на рынок за рыбой, отправляется в гавань, там находит Бунчи и предлагает помочь ему на рыбалке - за пару кило пойманной рыбы (таким образом Ксенофонт сможет заныкать деньги, которые Ирина ему дала на покупку). После возвращения с рыбалки сварливый Ксенофонт вступает в препирательства с "торпедой" местного авторитета, лодку которого арендует Бунчи, и эту лодку у Бунчи отбирают. 

Но Ксенофонт не унывает и придумывает для Бунчи новый бизнес - устраивать экзотическую рыбалку для русских туристов, которые за такое удовольствие платят серьезные деньги. А Ирина, как-то попросив Ксенофонта помочь приготовить обед для трех приехавших в отель гламурных цып-инстаграмерш, выясняет, что он - повар, причем, судя по всему, высокопрофессиональный. 

***

У этого фильма была длинная история. Сценарий картины еще в 2008 году написал Константин Чармадов в память о своем отце, Ксенофонте Чармадове, и своем брате. История с Таиландом была полностью выдуманной, но характер Ксенофонта Константин списывал со своего отца. Как он сам говорил, он хотел хотя бы виртуально дать возможность отцу на пенсии начать новую жизнь - в фильме действительно Ксенофонт фактически начинает жизнь с нуля. 

Проект стартовал после знакомства Константина Чармадова с продюсерами Василием Соловьевым и Юлией Мишкинене, которые согласились заниматься этой картиной. В режиссеры пригласили Евгения Шелякина - очень незаурядного постановщика со своим оригинальным видением: он снял такие достойные фильмы, как "Ч/Б", "Пятница" и "Вечная жизнь Александра Христофорова". 

Исполнителя роли Ксенофонта искали полгода, и только после того как продюсеры и режиссер увидели пробы грузинского актера Михаила Гомиашвили, сына Арчила Гомиашвили (Арчил сыграл роль Остапа Бендера в "12 стульях" Леонида Гайдая), то они поняли, что главный герой у них есть. 

Продюсеры сумели получить финансирование картины: Министерство культуры безвозвратно выделило на фильм 35 миллионов рублей, еще 19 миллионов добавили сторонние инвесторы. 

И в 2018 году съемки сначала стартовали в подмосковном Долгопрудном, ну и далее переместились в Таиланд, где съемочная группа изрядно натерпелась: температура на площадке не опускалась ниже 40 градусов, из-за короткого светового дня все вставали в 4 утра, а работы над фильмом заканчивались не раньше 8 вечера, техника из-за высокой влажности ржавела, в море резвились жалящие медузы, по декорациям носились сколопендры, молодые актрисы, завидев сколопендр, визжали, портя дубли,  - в общем, обстановка никак не была расслабленной. Но картину за пару месяцев все-таки досняли. 

На экраны она вышла 1 августа 2020 года, причем это фактически была первая картина, появившаяся во вновь открытых кинотеатрах, которые закрывали из-за эпидемии коронавируса. О ее кассовых сборах пока говорить рано: картина прокатывается месяц, кинотеатры имеют множество ограничений и работают с сильно пониженной загрузкой. Так что давайте лучше поговорим о том, как мне вообще этот фильм.

Если честно, я обычно опасаюсь картин, снятых в странах, относящихся к одному из наиболее популярных в России туристических направлений. Потому что еще в постперестроечную эпоху режиссер Анатолий Эйрамджан, в советские времена пробавлявшийся глуповатыми, но истинно народными комедиями вроде самых обаятельных и привлекательных нофелетов, изобрел новую прогрессивную форму кинопроизводства: за счет туристической компании, реклама которой суется в каждый кадр, съемочная группа едет в Турцию или Египет, там все с удовольствием пьют-гуляют, сценарий следующего съемочного дня пишется на салфетке во время ужина или не пишется вообще - пускай актеры с бодуна импровизируют, - снимается это все левой пяткой, а будет кто-то смотреть получившийся отстой или нет - Эйрамджану и съемочной группе это было совершенно до фонаря. Причем, что интересно, в этом дурдоме не гнушались сниматься и вполне приличные актеры, за что их, конечно, осуждать нельзя: времена были очень тяжелые, все выживали, как могли. 

Да уже и в новые кинематографические времена "отпускные" комедиии уровнем не блистали, достаточно вспомнить очень слабый "All inclusive, или Всё включено" Радзюкевича, продолжение которого, впрочем, было поприличнее, но разве что слегка. 

Но в данном случае я все-таки надеялся на Евгения Шелякина: он все-таки постановщик очень яркий, это вам не Радзюкевич! 

Кстати, первоначально у картины было значительно более интересное название - "Сенофон" (так тайцы называли Ксенофонта). Почему потом ее переименовали в предельно безликий "Хеппи-энд" - я не знаю. 

Фильм, на мой взгляд, получился хороший, но в отличие от других картин Шелякина к нему есть немало претензий. Но сначала о том, что в фильме хорошо. Прежде всего чувствуется, что в картине немало личного, искреннего. Это - ни боже мой - не эйрамджанская убогая поделка и не натужные попытки что-нибудь схохмить в стиле "All inclusive". Более того, это вообще не комедия, и я не понимаю, почему жанр этого фильма определяется именно так. Это скорее трагикомедия, причем комедийного здесь очень мало. 

О чем она? О том, как человек, потерявший память, в совершенно новых условиях ищет себя и пытается понять, кто он и что он, как он приспосабливается к новым обстоятельствам, как он находит понимание с местными жителями, которые, разумеется, не понимают его языка, а он не понимает тайский, как его начинает настигать что-то из прошлого и какое решение он в конце концов принимает.

Михаил Гомиашвили своего Ксенофонта сыграл очень здорово. Сварливый старик в начале, далее приспособившийся к обстоятельствам аферист, обаятельный старикан в конце, который крепко подружился с местными тайцами, причем еще и импозантная дама Ирина к нему также явно стала неравнодушна. 

Евгения Дмитриева в роли Ирины - отличная: очень естественная, натуральная, реалистичная - понравилась чрезвычайно. Я эту актрису первый раз вижу, и не очень понятно, почему ее не приглашают в какие-то крупные постановки, - потенциал у нее, как мне кажется, очень большой. И я читал интервью Михаила Гомиашвили: он о работе Евгении высказывался прямо-таки восторженно и это явно было не из простой вежливости. 

Так что не понравилось? Сама тема, в общем-то, скорее драматичная, но ее съемочная группа решает в очень упрощенном ключе - эдакий наив-арт. И лично мне это мешало. Ведь все эти совершенно картонные тайские бандиты, которые страх как боятся какого-то там старика, что-то бормочущего на непонятном языке, потому что он, дескать, "русская мафия", - если честно, я не понимаю, зачем это все сделано так примитивно. 

Кроме того, чисто сценарно здесь, на мой взгляд, некоторые вещи явно недоработаны. Прежде всего вот это шефповарское прошлое Ксенофонта. Случайно выяснилось, что он - суперкрутой повар. После чего Ксенофонт приготовил шикарный обед для гламурных цып. И все, на этом данная сюжетная линия закончена!  Ну и на черта, спрашивается? 

С гламурными цыпами тоже все как-то странно получилось. Явились в отель гламурные цыпы-инстаграмерши. Снимали селфи в сторис, снимали бунгало в сторис, снимали друг друга в сторис. Потом почему-то выяснилось, что они на берегу танцуют и крутят пои (огненные шары). Так они что - в цирке выступают или танцовщицы у Филиппа Киркорова? Вся эта линия для меня осталась слегка непонятной и несколько загадочной. А ведь в хорошем сценарии такого быть не должно: любое ружье, висящее на стене в первом акте, к третьему акту должно быть разобрано, смазано и снова повешено на стену - это еще Бонч-Бруевич говорил. 

Визуально все смотрится очень хорошо, Таиланд показан больше не с туристической точки зрения, а как бы изнутри (в массовке участвовало немало местных жителей), ну и также должен заметить, что в кадре не был разрезан ни один дуриан, а это можно только приветствовать! 

С удивлением узнал, что музыку к этому фильму писал Алексей Айги - потому что музыка как-то вот совсем не запомнилась. А ведь Айги - композитор очень яркий. 

Ну и как-то вот совсем мало в этом фильме было личности Шелякина, а он ведь режиссер очень самобытный, и в той же "Вечной жизни Александра Христофорова" есть интереснейшие находки. Здесь же все было, с одной стороны, достаточно ровно, но с другой - без какой-то изюминки. 

Никак не отстой, конечно - это картина, которая вполне имеет право на существование, и я никак не пожалел, что ее посмотрел, но у меня осталось смутное ощущение, что чего-то мне в этом фильме не додали, что могло получиться явно лучше, тем более с таким актерами (Михаил Гомиашвили и Евгения Дмитриева - главное украшение картины) и с таким режиссером. 





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*