Главная » Юмор » Кинорецензии | Спутник | Фантастический триллер

Кинорецензии | Спутник | Фантастический триллер

Космос, 1983 год. Два советских космонавта возвращаются на Землю после космической миссии. Однако после того как они отстыковались от космического модуля и собрались было войти в плотные слои атмосферы с задорной песней про миллион алых роз, снаружи постучали, в результате чего в казахстанские степи один космонавт прибыл с наполовину снесенной башкой, а второй, Константин Вешняков (Петр Федоров), выглядел очень странно и ничего не помнил.

Далее выяснилось, что Константин на матушку-Землю вернулся не один, а со спутником, то есть с подарочком из космических глубин - инопланетным Чебурашкой, который засел у него внутри и только по ночам выходит размяться, для чего Константин его любезно выблевывает из своего организма.

Разумеется, бравого космонавта тут же упекли на секретную научно-военную базу, расположенную там же, в Казахстане - в научно-популярных целях. От высокого руководства за исследованиями наблюдает спецслужбист Семирадов (Федор Бондарчук), за научную часть отвечает карьерист Ригель (Антон Васильев). Вешняков, судя по всему, понятия не имеет, что за чебурашки у него там внутри копошатся, и он искренне возмущен тем, что его, Героя Советского Союза, космонавта, упекли в какую-то фактически тюрьму. Почему ему, Вешнякову, в космос - можно, а в коридор выйти - нельзя, спрашивает Константин?!!

У Ригеля дело как-то не ладится, поэтому Семирадов едет в Москву и там приглашает заняться этим сложным делом нейрофизиолога Татьяну Климову (Оксана Акиньшина). Татьяна исповедует очень нестандартные, но действенные меры лечения, за что ей прилетает от косного начальства, но Семирадов, разумеется, быстро решит все татьянины проблемы, лишь бы она полетела разбираться с Вешняковым. 

Татьяна полетела. Стала разбираться, и выяснилось, что в этой истории все как-то очень и очень непросто, да и Семирадов, оказывается, не такой милый, каким он вначале показался. 

***

Режиссер этого фильма Егор Абраменко - клипмейкер, выпускник режиссерского факультета ВГИК-а. В 2017 году он снял короткометражку "Пассажир" с Артуром Смольяниновым - ее можно посмотреть вот здесь.  

Абраменко работал вторым режиссером с Федором Бондарчуком на проекте "Притяжение", и он предложил Бондарчуку сделать такой российский вариант "Чужого" - на основе его короткометражки. Федор самолично садиться в режиссерское кресло нового проекта отказался, но предложил снимать самому Абраменко. При этом стал продюсером и сыграл одну из главных ролей - первоначально обаятельного спецслужбиста Семирадова. В сценаристы запрягли Олега Маловичко и Андрея Золотарева, которые писали сценарии детищ Бондарчука "Притяжения" и "Вторжения", ну они и слабали сценарий из серии "Пришелец внутри Героя против Чекиста".

Бюджет дебютанту выделили скромный, и он почти весь ушел на гонорары актерам и на CGI инопланетного Чебурашки, который, если честно, в 2020 году вот прям ну совсем ни разу не впечатляет, хотя ползает туда-сюда довольно активно и питается, кем Семирадов послал. 

И в результате "Спутник" - это вот как-то совсем не хоррор, как первоначально вроде бы заявлялось. Ну да, Чебурашку обнаружили и стали думать, что с ним делать, но действие в картине довольно быстро уползло во всякие разговоры Тани с космонавтом Константином, бодания Тани с карьеристом Ригелем и противостояние Тани с Семирадовым. 

(Ну и замечу, что в трейлере космонавты во время спуска поют песню из фильма "Про Красную Шапочку" - где "там высоко, высоко, кто-то пролил молоко", - а в фильме песню почему-то заменили на "Миллион алых роз", что я вообще-то считаю очень низким поступком.)

Что интересно, в последней четверти фильма наблюдается что-то вроде вялого боевичка, но так как чисто сценарно еще где-то с середины картины все унесло в совершенно законченный маразм, не базирующийся даже на самой примитивной логике, наблюдение за этим боевичком вряд ли вызовет радость даже у самых нетребовательных зрителей. 

Когда смотришь это все, то, конечно же, сразу приходит на ум "Чужой" Ридли Скотта и еще несколько старых лент, но "Чужой"-то был снят в 1979 году, так что космонавты в данной картине уже имели возможность этот фильм посмотреть: даром что ли в секретной базе тут и там разбросаны первые советские видеомагнитофоны ВМ-12 (я это угробище хорошо помню, у меня друг его ухитрился купить, после чего его жизнь резко пошла под откос).

Но, впрочем, "Чужой" - это действительно триллер и кинематографический прорыв, киноклассика, а "Спутник" - попытка снять что-то вроде "Чужой против Кагебешника" с доброй докторицей и эгоистичным космонавтом. 

Создатели фильма и не скрывают, что их картина - глубоко вторична-третична-четверична, но они пытаются происходящее перевести в плоскость всяких чисто психологических взаимоотношений, однако сценарно все персонажи не имеют никакой внятной истории, логика их поведения отсутствует как класс, и все это развивается совершенно стихийно, причем в совершенно нелогичную сторону. 

Ах, Татьяне нужно разделить Вешнякова с Чебурашкой, потому что иначе Семирадов пришибет Вешнякова вместе с Чебурашкой. А Семирадову Чебурашка нужен для того, чтобы создать некое оружие. Какое оружие? Полчище чебурашек, которые будут в кого-то заползать, а те их будут по ночам выблевывать? Это, как я считаю, новое слово в науке и технике. 

Вешняков по фильму - достаточно неприятный человек. Брутальный эгоцентрик, с Татьяной ведет себя нагловато и быкует, а потом размякает и блюет уже не так энергично. Мотивация Татьяны - и вовсе потрясающая: ей нужно спасти конкретного космонавта, а что при этом станет со всем человечеством, столкнувшимся с Чебурашкой - ей вообще до фонаря: вот такая она светлая душа. 

Ну и, видимо, от полнейшей беспомощности создатели картины воткнули туда незаконнорожденного (бастарда, короче говоря) ребенка космонавта, который (ребенок, конечно, а не космонавт) нынче сидит в детдоме, не хочет петь песню про Красную шапочку и все норовит спереть у дежурной стратегически важный ключ. Оно понятно, что ребенка приберегли для финала, но все это выглядит как-то ужасно натянуто. 

С советскими временами получилось все как-то странно. С одной стороны, режиссер в интервью сам говорил, что они снимали не исторический фильм, и у него на площадке висел плакат "Мы снимаем не исторический фильм". Но вы дату-то, 1983 год, сами заявили, правильно? В картину при этом напихали вполне аутентичные антикварные компьютеры, мониторы, эмалированные кружки, ламповые телевизоры и так далее. Но при этом охрана объекта - какие-то современные омоновцы, а уж язык персонажей - и вовсе совсем из двухтысячных, одна "смазливая мордашка" чего стоит. Я все ждал, что герои начнут друг другу говорить "ОК", "норм" и "расслабься". 

Нет, меня это, конечно, особо не парило - я тоже не ожидал исторической достоверности. В одних первых кадрах из потрясающего американского сериала "Чернобыль" исторической достоверности на порядки больше, чем из всего "Спутника". 

Но дело не в достоверности. Дело в том, хорошее это кино или нет. На мой взгляд, кино получилось очень средненькое. Прежде всего - сценарно и постановочно. Со сценарием совсем беда - впрочем, у "Притяжения" и "Вторжения" со сценарием не лучше. Петр Федоров своего космонавта отыгрывает очень средненько, но он вообще актер - очень так себе. Его вершина, на мой взгляд, это "Обитаемый остров" Бондарчука, благодаря которому его заметили. А где у него еще была хорошая роль? В совершенно убогом "Дуэлянте"? Не смешите меня.

Вот Бондарчук в роли Семирадова - хорош, да. Понятно, что это не спецслужбист из восьмидесятых - уж больно мягок и даже в чем-то обаятелен. Дальше-то он из себя изображает подлого редиску, но все равно - образ интересный и заслуживающий внимания - даже на таком более чем средненьком сценарии. 

Оксана Акиньшина - безусловно, украшение этого фильма. Акиньшина - актриса совершенно удивительная. Я не могу сказать, что она вот прям такая потрясающая именно как актриса, однако она невероятно яркая, очень самобытная и каждую свою роль, независимо от сценария, сильно преображает. Здесь у Татьяны с мотивацией, логикой поступков и всего остального сценарно были большие проблемы, но Акиньшина и в этом образе была хороша необыкновенно, очень понравилась. 

Ну и отмечу Антона Васильева в роли этого карьериста Ригеля. Четко держался в заданной парадигме: был мерзок в начале, проявил ответственность в середине, принял благородную смерть в конце, что подразумевалось еще до просмотра фильма - просто по типажу, потому что тут все очень заштамповано. 

И пару слов о звуке и музыке. С музыкальным сопровождением (Олег Карпачев) тут все очень монотонно и очень дискотечно. Как Чебурашка - тревожная музыка с жестким ритмом по ушам; как спортивная мелодрама Татьяны с космонавтом во время пробежки - нежная музыка с ритмом по ушам. Уровень громкости этой совершенно необязательной музыки - где-то примерно раза в три выше, чем оно вообще требуется, а если учесть, что в современных российских фильмах в целях экономии звук пишется фактически вживую, и разобрать то, о чем вообще говорят персонажи, практически не представляется возможным - тут все получилось очень гармонично: и так что-то бормочут себе под нос плюс на фоне этого музыка бумкает из всех стволов. Но я же - упорный, я же не кинокритик. Поэтому многие сцены прокручивал по два-три раза - пытался понять, что они вообще говорят. Не сильно понял, но я, по крайней мере, попытался. 

Вот такое, понимаешь, кино. Никакого прорыва тут нет ни разу. Сценаристов нужно отправлять на курсы переподготовки и в качестве терапии крутить им "Чужого" с утра до вечера, пока не начнут выблевывать из себя космических туристов. Постановка очень так себе, но зато сыграно неплохо (Акиньшина - хорошо, Бондарчук - прилично, Федоров - так себе) зачем это вообще снимали - в свете мирового кинематографа непонятно совершенно, но в свете российского - ну, записали себе в дневничок "новый российский фантастический хоррор". Это ни разу не хоррор, но раз записали - значит, так тому и быть: написанному верить, но не доверять. 

Как вы поняли, я, можно сказать, разочарован. Однако не ужас-ужас, а это уже хорошо, так что закончим за здравие и пойдем "Чужого" пересматривать, потому что "Чужой" - он вот прям до сих пор отлично смотрится. 

Может быть, сакральный смысл этого "Спутника" - в том, чтобы российские зрители захотели пересмотреть "Чужого"? Ну, тогда это полностью оправдывает его существование.  





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*