Главная » Юмор » Кинорецензии | Рома | Драма

Кинорецензии | Рома | Драма

Мексика, город Мехико, 1970-й год. Богатый район города под названием Колониа Рома. В большом доме живет состоятельная семья, состоящая из сеньора доктора Антонио (Фернандо Гредиага), сеньоры Софии (Марина Де Тавира) и четырех их детей: трех мальчиков различных возрастов и девочки. 

Семья держит прислугу - двух девушек коренной народности: Клео (Ялица Апарисио) и Аделу (Нэнси Гарсиа Гарсиа). Адела в основном занимается готовкой, а Клео ухаживает за детьми, общается с хозяином и хозяйкой, сдерживает чересчур активного пса Барраса, которого, судя по всему, на улицу никто не выводит, поэтому он оставляет продукты своей жизнедеятельности во внутреннем дворике за воротами, который используется как гараж для машин сеньоры Софии и доктора Антонио. 

Семье придется пройти через несколько потрясений. Одни будут связаны с чисто семейными проблемами, другие - с тем, что происходило в Мексике тех времен. Семейные проблемы связаны с тем, что доктор Антонио семью некоторым образом оставил. Ему было некомфортно возвращаться домой с работы на огромном Ford Galaxy - солидная машина для солидного человека, - который еле-еле влезал во дворик за воротами, его раздражали какашки Барраса, в которые достойный доктор мог вляпаться ботинком, ему не нравился шум, производимый четырьмя детьми - в общем, доктор сделал вид, что он надолго поехал в командировку в Квебек, и из этой "командировки" в семью уже не вернулся, сбежав к молодой любовнице в том же Мехико. И денег сеньоре Софии он решил не присылать, потому что любовница требует денег на свои развлечения. 

Проблемы возникли и у Клео. Она познакомилась со странноватым гопником Фермином (Хорхе Антонио Гуерреро), фанатом восточных единоборств, переспала с ним, забеременела от него, а когда сообщила, что беременна, Фермин от нее в панике сбежал, бросив свою куртку. 

Также в Мексике тех времен происходили различные массовые события, которые так или иначе затрагивали эту семью. 

***

Невероятно личная картина для режиссера Альфонсо Куарона, и это такой его собственный "Амаркорд". Он родился и вырос в Мехико в Колониа Рома, у его семьи был именно такой дом, в семье прислуживали две девушки-индианки, пес Баррас - тоже из его детства, и Куарон решил обо всем этом рассказать. 

По словам режиссера, в этой картине девяносто процентов происходящего - из его детских воспоминаний. Мебель в доме - частично та самая мебель, которая была в его детстве, частично - предметы, которые он одолжил для съемки из домов своих родственников в Мехико. Портрет дамы, висящей на стене - это портрет матери Куарона. 

Федерико Феллини в "Амаркорде" показывал свое детство на фоне того, что тогда происходило в Италии времен Муссолини как бы глазами себя самого, тогдашнего маленького Федерико. Альфонсо Куарон выбрал другой подход: несмотря на то, что он сам явно является прототипом кого-то из мальчиков семьи Антонио и Софии, и тут даже не нужно гадать, кого именно - конечно же, самого младшего мальчика, который наиболее близок с Клео и который ее очень любит, - так вот, он показывает все происходящее глазами индианки Клео. С одной стороны, это такое своеобразное признание Куарона в любви той, кто за ним, его братьями и сестрой ухаживала в те годы, но, с другой стороны, это еще и средство продемонстрировать то, как жила тогда эта семья, и что вообще происходило в Мексике. 

На роль Клео Альфонсо специально пригласил непрофессиональную актрису: Ялица Апарисио - из небольшой деревушки, до съемок фильма она была в Мехико всего два раза за всю жизнь. Режиссер ее выбрал среди 110 претенденток, и когда он утвердил Ялицу на роль Клео, то роль подруги Клео, второй девушки-прислуги, досталась реальной подруге Ялицы - Нэнси Гарсиа Гарсиа из той же деревни: Альфонсо считал, что так их отношения будут выглядеть более естественными на экране, и он оказался совершенно прав.

Здесь снялись и другие непрофессиональные актеры: и Фернандо Гредиага, сыгравший доктора Антонио, и пожилая Вероника Гарсиа, сыгравшая сеньору Тересу, мать Софии, бабушку ее сыновей и дочери. 

Альфонсо Куарон был настолько увлечен этой картиной, что он стал не только автором сценария и режиссером, но и также самолично снял фильм как оператор: официально вроде бы заявлялось, что легендарный Эммануэль Любецки, выигравший три "Оскара", работающий раньше с Куароном практически на всех его фильмах, был занят в другом проекте, но понятно было, что в данном случае Куарон это должен был снимать сам. Также он же был монтажером картины, поэтому "Рома" - это абсолютно авторский проект.

Почему Куарон не позвал Любецки - было понятно: он должен был показать это все только своими глазами - и он это сделал. И это действительно выдающаяся операторская работа, визуально картина впечатляет безмерно! 

Куарон весь фильм снял в черно-белой гамме. Это в данном случае вполне оправданно: во-первых, такой подход создает эффект определенного времени - времен черно-белых фотографий, - а, во-вторых, позволяет зрителям концентрироваться на деталях того, что происходит.

В фильме много отличных визуальных образов, которые легко считываются теми зрителями, которые вообще умеют обращать внимание на подобное: самолеты, часто показываемые в кадре, крыша, где Клео гладит белье (этой крышей все начинается и все заканчивается), двор за воротами, интерьеры дома, старинная усадьба, куда семья приезжает на Рождество, побережье Мексиканского залива, в котором разыгрались волны. 

А что тут со сценарием? Нашумевшая "Гравитация" этого режиссера визуально была снята просто роскошно, а вот сюжет там был совершенно примитивный вплоть до полного изумления нас с котом Бубликом. 

По поводу данного фильма многие зрители и даже некоторые критики пишут о том, что сценария здесь нет вообще. Это, конечно, явная глупость. Сценарий здесь - очень продуманный и интересный. Да, в картине рассказывается о срезе жизни мексиканской семьи. Так срез жизни - он такой. Жизнь семьи, быт семьи, испытания, через которые проходят члены этой семьи. 

Также режиссера упрекают в том, что, мол, личности персонажей здесь раскрываются очень мало. Да как же мало-то? Достаточно посмотреть на их поступки - они уже очень много говорят о каждом из персонажей. Действительно, сама Клео в картине очень очень мало говорит, однако ее образ выстраивается очень четко, и мы отлично понимаем, кто она такая: человек мягкий и кроткий, очень любящий детей, за которыми она ухаживает, готовый на самопожертвование. И, что важно, здесь нет отношений "раб-господин". Да, эти женщины работали прислугой, однако они были важной частью семьи, да и сеньора София, которая могла за что-то накричать на Клео, приняла большое участие в ее судьбе, когда выяснилось, что Клео - беременная, и она пошла на все эти расходы, хотя ее финансовое положение было достаточно сложным.

Для таких авторских фильмов критерий может быть только один: сможет ли режиссер заинтересовать зрителей рассказом о своем детстве или нет? На самом деле немногие режиссеры снимают такие исповедальные фильмы - прежде всего потому, что  действительно трудно сделать так, чтобы зрителю стали интересны твои детские воспоминания, которые для тебя - очень важные и личные, а вот зрителям они первоначально совершенно не близки. 

"Амаркорд" Федерико Феллини - один из главных примеров таких авторских картин: я его посмотрел в кинотеатре лет в 14 и во время просмотра думал, что лишь бы все это не заканчивалось. Также Энди Гарсиа снял фильм о своем кубинском детстве "Потерянный город", но там при всей искренности подачи, были серьезные огрехи как в сценарии, так и в постановке, поэтому, увы, скорее не получилось. Педро Альмадовар снял свой исповедальный фильм "Боль и слава", который, конечно, был значительно ближе к "8 с половиной" Феллини, чем к "Амаркоду", и у него получился потрясающий фильм.  

Что же получилось у Альфонсо Куарона? На мой взгляд - просто шедевр! Меня этот фильм захватил целиком и полностью, и я от него просто не мог оторваться. И вот вроде бы просто все: не так много каких-то ярких событий - в основном, какая-то сплошная бытовуха, а захватывает и затягивает. Но, впрочем, помимо бытовухи сюда очень ярко вплетены некоторые значимые для Мексики события, вроде расстрела студенческой демонстрации в Мехико 10 июня 1971 года - с этим приходится столкнуться главной героине фильма. 

И там еще есть эпизод, когда Клео приезжает в некое поселение в поисках своего гопника Фермина и совершенно случайно оказывается на тренировке тогдашних мексиканских "тонтон макутов" - "Лос Альконес", состоявшего из спортсменов, бандитов и откровенных преступников. Именно это формирование принимало участие в расправе над студентами. 

Что интересно, в картине нет ни одного положительного мужского персонажа. Вообще ни одного - видимо, такие воспоминания остались у Куарона из детства. Доктор Антонио - слабохарактерный негодяй, к тому же еще и трус. Бросить жену с четырьмя детьми, прикрываясь фиктивной "командировкой", писать из "командировки" лживые письма, при этом разгуливая с молодой любовницей по улицам Мехико... Да и в эпизоде в роддоме он, наткнувшись на Клео, бормочет какую-то невнятицу и под надуманным предлогом сбегает. А Фермин - так просто конченный мерзавец, да еще и убийца.

Мужчины в этом фильме создают проблемы, а противостоят этим проблемам женщины: сеньора София, ее мать сеньора Тереса, ну и тихая, почти незаметная Клео.

В киномире "Рома" был принят восторженно. Нескончаемые овации на фестивале в Венеции, целый водопад самых престижных наград: три выигранных "Оскара" (из 10 номинаций), два "Золотых глобуса", четыре победы британской премии BAFTA, а всего - аж 252 награды самых разнообразных кинопремий и 210 номинаций. 

Заслуживает ли этого данная картина? Да, конечно! Это выдающийся авторский фильм, который резко выделяется на фоне как кинематографического мейнстрима, так и фестивального мейнстрима. На мой взгляд, Альфонсо Куарон снял фактически шедевр, в котором прекрасно абсолютно все: и сюжет, и постановка, и игра актеров, и операторская работа, и звуковое сопровождение (оно тоже - совершенно особенное и играет важную роль при просмотре). 

Однако, как это всегда бывает с чисто авторскими картинами, ее примут далеко не все. Критики - да, почти все единодушны, они понимают, с чем они столкнулись. А вот со зрителями - тут мнения, что называется, разделились. Не все зрители готовы смотреть такие картины в стиле "срез жизни", не всем интересно наблюдать за жизнью мексиканской семьи из семидесятых. А тут еще и черно-белая палитра - да ну, тоска какая. 

Но это совершенно нормально. Есть зрители подготовленные для восприятия подобных фильмов, есть неподготовленные. Это как с изысканным выдержанным вином: если человек предпочитает сладкую бурду, то он просто не поймет, почему все так восхищаются этим вином. 

P.S. Многие критики в рецензиях почему-то пишут, что производство данного фильма финансировал стриминговый сервис Netflix, так что это, мол, еще и триумф Netflix. Цитата из Станислава Зельвенского: "Если «Рома» победит (Upd: он и победил), то это будет фестивальный триумф онлайн-платформы Netflix, которая спродюсировала проект".  

Так вот. Достаточно зайти в раздел Company Credits этого фильма в IMDB (уж кинокритики-то должны это знать), чтобы увидеть, что в создании этой картины принимали участие две студии - Esperanto Filmoj и Pimienta Films. Фильм планировался для кинотеатрового проката, но в 2018 году стриминговый сервис Netflix выкупил права на показ данной картины. То есть они никак не продюсировали данный проект и не финансировали его создание, они просто выкупили права на показ.

И из-за этого, кстати, картину отказались взять на Каннский фестиваль: там произошел конфликт между руководством фестиваля с Netflix и режиссером, и тогда картина поехала на Венецианский фестиваль.  

И еще. Настоящее имя той самой няни маленького Альфонсо из детства - Либориа "Либо" Родригес. Она как актриса снялась в трех фильмах Куарона: "Любовь во время истерии", "И твою маму тоже" и "Año uña". 





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*