Главная » Юмор » Кинорецензии | Наркокурьер | Криминальная драма

Кинорецензии | Наркокурьер | Криминальная драма

Эрл Стоун (Клинт Иствуд) - ветеран корейской войны. После войны увлекся выращиванием цветов, гибридных лилейников, и достиг в этом больших успехов: Эрлу периодически вручают главную награду на съездах любителей этих цветов, магазинчик при ферме Эрла процветает. Эрл при этом много ездил по стране, делясь опытом с другими селекционерами, и его ни разу в жизни не штрафовали ни за какие нарушения правил дорожного движения.  

Со своей семьей у Эрла очень плохие отношения. Всю жизнь у него на первом месте была работа, а семья его мало интересовала. Он даже ухитрился не прийти на свадьбу своей дочери Ирис (Элисон Иствуд). И бывшая жена Эрла Мэри (Дайэнн Уист) не желает с ним общаться.

Прошло некоторое время, и, так как Эрл принципиально игнорировал все эти современные средства заказа цветов в онлайне, его бизнес захирел, он не смог вернуть кредит банку, ну и в результате магазин и оранжереи банк у него отобрал, так что у Эрла остался только старый-престарый грузовичок "Форд". 

Со стариком поддерживает отношения только его внучка Джинни (Таисса Фармига). Как-то раз Эрл пришел к внучке на репетицию ее свадьбы, и один из гостей, молодой парень-мексиканец, увидев, что Эрл находится в бедственном положении, предложил ему работу. Но сначала парень поспрашивал Эрла о том, задерживали ли его когда-нибудь и есть ли у него какие-то нарушения. Выяснив, что старик чист как стекло, парень объясняет, в чем состоит суть его новой работы. Ему просто нужно будет сделать одну ходку из пункта А в пункт Б с небольшим грузом. По приезде следует оставить машину в условленном месте с ключами в бардачке, уйти на час, потом вернуться, достать из бардачка ключи и деньги - и валить восвояси. 

Эрл примерно представляет, чем ему предлагают заниматься, - он, может, и старый, но он совершенно точно не дурак, - но ему терять нечего, и он соглашается. 

Перевозит он, разумеется, наркотики: Эрл стал наркокурьером (в Америке это называется The Mule - мул) мексиканского картеля Синалоа и работает на дона Латона (Энди Гарсиа). 

Старик-ветеран на грузовичке, наклейки кучи штатов на кузове грузовичка, ни одного штрафа, даже просто за превышение скорости - старик не вызывает никаких подозрений у полицейских, так что через некоторое время он становится главным курьером картеля, получает прозвище El Tata (дедуля), зарабатывает очень хорошие деньги и даже начинает приятельствовать с доном Латоном. 

***

Фильм поставлен по реальной истории, о которой в свое время рассказал журналист Сэм Долник в статье для The New York Times: она называлась "90-летний наркокурьер картеля Синалоа". Героем статьи был Лео Шарп - герой Второй мировой войны, который был  известнейшим селекционером лилейника и на своей ферме, расположенной недалеко от Мичигана, создал аж 180 оригинальных гибридных сортов. В какой-то момент Лео даже высаживал лилейник в саду Белого дома по приглашению администрации Буша-старшего. 

Лео Шарп в молодости и в старости

В начале двухтысячных бизнес Лео Шарпа стал загибаться: молодые конкуренты перебрались в Интернет и на ферме Лео, где раньше от туристов было не продохнуть, воцарилось запустение. 

Шарп был в отчаянии, и тогда он принял предложение представителя мексиканского картеля поработать на них. В отличие от того, что было показано в фильме, Лео предстояло доставлять товар из Мексики. И у него это отлично получилось: благообразный старичок-ветеран со всеми документами, за которым не числилось никаких нарушений, не вызывал ни малейших подозрений у таможенников и полицейских. 

Ему стали доверять все большие и большие объемы, также стали использовать дедулю (El Tata - его реальное прозвище) и для обратной переправки наличных денег в Мексику.

И он таким образом проработал аж десять лет, заработав при этом аж полтора миллиона долларов. При этом Лео дружил с некоторыми американскими лидерами наркосети, и он даже с ними ездил развлекаться на Гавайи. 

Все эти годы он не вызывал никаких подозрений, а вышел на него спецагент АБН Джефф Мур примерно так, как показано в фильме: его сдал другой дилер-информатор и бухгалтер картеля Рамон Рамос. 

Арестовали Лео Шарпа 21 октября 2011 года, на момент ареста ему было 87 лет. 


Арест Лео Шарпа

Вообще, ему за эту славную деятельность на благо мексиканского наркокартеля грозило от 10 до 17 лет, но у Лео был отличный адвокат, который давил на славное боевое прошлое подзащитного, но понятно, что не посадить его не могли: Шарп должен быть выплатить полмиллиона долларов и получил три года тюрьмы. В своем последнем слове Лео раскаивался в содеянном и говорил, что три года - это для него смертный приговор. Впрочем, через год отсидки его освободили по состоянию здоровья, он вышел на свободу и дожил до 92 лет. 


Лео Шарп перед зданием суда

Клинта Иствуда эта история очень интересовала, но он не хотел снимать фильм именно о Лео Шарпе: Клинт просто использовал сюжет для того, чтобы рассказать свою историю, поэтому и главного героя зовут Эрл Стоун и он - ветеран Корейской войны, а не Второй мировой.    

Рассказ о престарелом, но очень успешном наркокурьере у Иствуда неразрывно связан с рассказом о семейных проблемах Эрла и о том, как медленно и со скрипом он эти проблемы решает. (В этом, возможно, есть некоторые исповедальные моменты для самого Иствуда, у которого, как известно, не очень хорошие взаимоотношения в собственном семействе. Впрочем, дочку Эрла здесь сыграла дочь Иствуда - Элисон.)

Также личность Эрла чем-то напоминает другого персонажа Иствуда - Уолта Ковальски из "Гран Торино": Уолт - тоже ветеран Корейской войны, у него плохие отношения с детьми, он не любит странный новый мир, в который Уолт не вписывается, он вызывающе неполиткорректен. 

С Эрлом - все то же самое. Он презирает новое поколение за то, что оно ничего не может сделать, не посоветовавшись с "Гуглом", за то, что они не выпускают телефоны из рук, и за то, что они вообще мало на что способны, как считает Эрл. Также он не приемлет всей этой политкорректности и запретов выражаться так, как он выражался всю жизнь, поэтому в фильме звучит фраза "Я помогу вам в ваших негритянских делах" (I'll help you negroes out), за что Иствуда попытались было распять некоторые критики, но Клинт и сам распнет кого угодно, поэтому критики заткнулись, хотя один из них все-таки попытался совершить самоубийство в знак протеста.

В фильме Иствуд почему-то - не знаю, намеренно или ненамеренно - не стал париться соответствием достоверности реальности в плане наркоперевозок. В "Наркокурьере" дед всего-то везет наркотики из одного штата в другой (Мексика упоминается только тогда, когда Эрл приезжает в поместье дона Латона). Но на самом деле -  в чем проблема-то возить что угодно из одного штата в другой? Там ни границ, ни таможни, ни досмотров. Настоящие мулы - это те курьеры, которые привозят в Штаты наркотики из Мексики, где они производятся. И которые из Штатов в Мексику привозят наличные деньги. Вот там - граница, таможня и выборочные досмотры. И именно там курьеру попасться легче всего. И именно так катался реальный Лео Шарп. 

Но для Иствуда, судя по всему, вовсе не главное - показать то, как вообще работает наркотрафик. Для него важен сам персонаж, которого он же и играет, а ездит он из Иллинойса в Мексику или в Даллас - это уже не играет никакой роли. 

Клинт сыграл Эрла просто отлично: он, видимо, сам понимал, что никто кроме него эту роль не потянет так, как ему это нужно как режиссеру, поэтому Иствуд нарушил свое обещание больше не сниматься в качестве актера, которое он дал после съемок "Гран Торино", и очень хорошо, что он это все-таки сделал! 

Иствуд-режиссер некоторым образом "троллит" зрителей, и только Иствуд-актер это может продемонстрировать во всем блеске. Иствуд - икона Голливуда и как актер, и как режиссер, хотя настоящая режиссерская слава к нему пришла после "Непрощенного", который он снял в 62 года, а дальше его режиссерская карьера только набирала обороты: после этого в достаточно длинном списке отличных фильмов (проходные вроде "Поезда на Париж" у него были крайне редко) у него были две картины - "Малышка на миллион" и "Гран Торино", которые вошли в Top250 фильмов всех времен на IMDB

И ему можно не стесняться и не бояться того, что его в чем-то там обвинят, - да плевал он на любые обвинения. И на самом деле ему все прощают, даже в нынешнем мире долбанутых на всю голову либеральных леваков. Как прощали Тарантино то, что не простили бы больше никому. Но Иствуд - он такой, он может называть вещи своими именами, он может показывать людей такими, какие они есть.  

Фильм "Наркокурьер" - он вовсе не о наркокурьере. Он о человеке уходящей эпохи, который к финалу понял, что в жизни неправильно расставлял приоритеты, и который пытается хоть что-то с этим сделать, хоть как-то что-то исправить. Пытается неуклюже, но искренне, и у него это начинает получаться. Сцены с бывшей женой поставлены очень здорово: видно, что Мэри на него смертельно обижена (в этом есть невольный и очень печальный каламбур), но одновременно видно, что она видит в нем того самого Эрла, которого она очень любила, поэтому он все равно ей небезразличен. 

Также здесь есть определенные пересечения с великолепным сериалом "Во все тяжкие", в котором больной раком скромный учитель химии начал варить наркотик метамфетамин (мет), чтобы помочь своей семье, а в результате начал работать на мексиканский наркокартель, причем все заработанные им миллионы пошли прахом. Но там четко говорится о том, почему Уолтер начал этим заниматься: просто чтобы почувствовать себя живым. И Эрл начал заниматься примерно тем же самым - просто чтобы почувствовать себя живым. 

По фильму Эрл там как-то пристраивает заработанные деньги: оплачивает бар для свадьбы внучки, поднимает из руин свой любимый бар для ветеранов войны, где играют польку, но это все - не про деньги. Он просто хочет почувствовать, что он кому-то еще нужен.  

Мэри замечательно сыграла актриса Дайэнн Уист (между прочим, обладательница двух "Оскаров" за лучшую женскую роль второго плана в фильмах "Ханна и ее сестры" и "Пули над Бродвеем"). Очень просто, без какой бы то ни было театральщины, но искренне и достоверно. 

Элисон Иствуд понравилась в роли Ирис. Она хорошо показала, как Ирис проходила путь от полнейшего неприятия отца, который ее буквально предал, не удосужившись прийти на ее свадьбу, до постепенного сближения с ним, когда она стала видеть, что он все-таки заметно изменился. 

Кстати, Таисса Фармига, сыгравшая внучку Эрла, не дочка замечательной актрисы украинского происхождения Веры Фармиги, как я сначала подумал, а ее младшая сестра. Очень хорошо сыграла, понравилась. 

Бандитско-мексиканская часть "Наркокурьера", конечно, показана совершенно буффонадно. Вроде бы совершеннейшие зверюги, мексиканские "торпеды" картеля, быстро расплываются в улыбке, общаясь с El Tata, а дон Латон (при всем удовольствии снова видеть Энди Гарсиа) - это все равно что меня снять в роли главы наркокартеля (чисто по типажу). 

А Иствуд-то троллить зрителей не останавливается: там есть забавная сцена, когда дон Латон приглашает Эрла на вечеринку в своем поместье и там старичка обхаживают две эффектные меркантильно ответственные девицы, причем ни одна из них не уходит, так и не отдохнув, - старина Клинт оттягивается вовсю, и это очень классно. Но это вполне в рамках подхода Иствуда к этому фильму: ему ни на фиг не нужна достоверность с этими картелями, он говорит совершенно не об этом.  

Линия с агентом АБН Колином Бейтсом (Брэдли Купер), который разрабатывает линию наркотрафика из Мексики со своим помощником агентом Тревиньо (Майкл Пенья) под мудрым руководством специального агента-руководителя (Лоренс Фишберн), - вполне достойная, интересная (да и с реальной историей она хоть как-то, но коррелирует), ну и там Иствуд сделал забавный эпизод беседы Эрла с Колином в кафешке: они беседуют о всяких семейных делах, причем никто из них не знает, кто его собеседник. 

Другое дело, что тут на фоне поразительно харизматичного 88-летнего (на тот момент) Иствуда все эти отличные актеры как-то теряются. Они хорошо играют, достойно, но они и сами это понимают - тут как-то происходит столкновение буквально двух различных веков, где Иствуд еще ухитряется выигрывать - как анахронизм, который еще вовсе не анахронизм, причем в свои-то годы - и это очень классно! 

Хорошее кино, мне очень понравилось. Да, понятно, что оно держится только и исключительно на Клинте Иствуде. Любой другой человек, попытавшийся снять подобный фильм, потерпел бы сокрушительное фиаско: или этот фильм просто бы не заметили, или бы режиссера просто распяли и долго плевали в его сторону. 

Но Иствуд - он может себе это позволить, чем и ценен. А уж тот факт, что он в 88 выдает такой классный фильм, да еще с собой в главной роли, а через два года снимет и вовсе совершенно меня поразивший и тоже снятый по реальной истории фильм "Дело Ричарда Джуэлла", - это просто что-то удивительное! "Это были не люди, - как сказал Атос в "Трех мушкетерах" или каком-то продолжении, - это были полубоги".  

Нет, поймите меня правильно, в данном случае это не сказать что вот прям чем-то потрясающий фильм. Но он реально очень хорош, и он совершенно неразрывно связан с удивительной личностью этого поразительного человека - Клинта Иствуда. Который и в 88 лет еще способен удивить, и в 90. Я не знаю, откуда вообще такие люди берутся! Но они есть!

P. S. Все-таки так прикольно, когда в этих фильмах начинаешь хорошо понимать, о чем они там вообще говорят на испанском, что обычно не переводится (редко - английскими субтитрами)...





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*