Главная » Юмор » Кинорецензии | Грейхаунд | Военная драма

Кинорецензии | Грейхаунд | Военная драма

В декабре 1941 года немолодой американский морской офицер Эрнест Краузе (Том Хэнкс) сообщает своей давней подруге Эвелин (Элизабет Шу) о том, что он получил под свое командование военный корабль - новейший эскадренный миноносец "Грейхаунд". Он отправляется в Норфолк, потом на Карибы - тренировка и отработка тактики. Эрнест предлагает Эвелин отправиться с ним - мол, он готов ей сделать предложение под тропическим солнцем, - но Эвелин отказывается, потому что в мире идет Вторая мировая война.

Через два месяца офицер Краузе - несмотря на то, что он практически не имеет боевого опыта - возглавил на "Грейхаунде" атлантический конвой "Битвы за Атлантику" - военной кампании Второй мировой, в которой корабли и авиация союзников по Антигитлеровской коалиции сражались с нацистской Германией и Италией за господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях.

Конвой отправился из Соединенных Штатов по направлению к Великобритании. Какое-то время его сопровождал самолет - патрульный бомбардировщик "Каталина", - однако на пределе дальности полета бомбардировщик должен был возвращаться на базу.

После этого конвою безо всякой защиты с воздуха в течение пятидесяти часов предстояло пройти самое опасное место северной части Атлантического океана - так называемую "Черную яму", которая кишит "волчьими стаями" атакующих немецких подводных лодок.

Все это время конвой будут защищать только корабли сопровождения: американский эсминец "Грейхаунд", два британских эсминца, канадский корвет и американское спасательное судно.

***

Этот проект инициировал сам Тон Хэнкс: он собственноручно написал сценарий, базируясь на романе Сесила Скотта Форестера "Добрый пастырь" (впрочем, роман был сильно переработан), он же сыграл главную роль в этом фильме. Поставил картину Аарон Шнайдер - известный оператор, работающий на многих популярных сериалах, а как режиссер он до этого снял только "Похороните меня заживо": я этот фильм, кстати, планирую посмотреть. 

Во многих рецензиях на данную картину рецензенты почему-то упоминают стриминговый сервис Apple TV+, который выпустил этот фильм, и пишут, что картина была создана по заказу Apple TV+. Так вот, это полная чушь. Фильм снимался компанией Sony Pictures, был предназначен для полноценного кинотеатрового проката, но как раз перед стартом проката понеслась вся эта коронавирусная вакханалия, и в Sony предпочли продать право проката Apple TV+ - чтобы фильм как можно раньше увидели зрители.

Тому Хэнксу - актеру, безусловно, знаковому - не впервой играть подобных персонажей. Главный пилот самолета, спасший всех пассажиров при аварийной посадке на Гудзоне - в фильме "Чудо на Гудзоне". Капитан корабля, спасающий пассажиров при захвате судна сомалийскими пиратами - "Капитан Филлипс".

Ну и вот теперь - "Грейхаунд".

Я этот фильм решил посмотреть только из-за Тома Хэнкса, который мне не во всех ролях нравится (хотя в некоторых нравится чрезвычайно), но я знал, что в совсем посредственный проект этот актер совершенно точно не ввяжется.

Посмотрел и... можно сказать, очень понравилось. "Грейхаунд" сделан в несколько необычном стиле - это вовсе не боевик, типа "Перл-Харбора", чего я, если честно, боялся: сначала длинная-длинная мелодрама, потом сорок минут сжатых боевых действий, затем снова мелодрама, причем на фоне железобетонного пафоса: лучший из лучших, сэр, сынок, ты хорошо послужил своей Родине - да какая тоска, честное слово!

В "Грейхаунде" в самом начале вставлена сцена встречи Краузе с Эвелин, и там вообще ни разу не понятно, почему эти люди в возрасте, которые явно не живут друг с другом, обмениваются рождественскими подарками, и почему Краузе зовет Эвелин на войну, обещая на ней жениться - это смотрелось более чем странно. Впрочем, эта сцена, видимо, была дана чисто для затравки, потому что никакого развития она не получила.

После нее пошел тот самый атлантический конвой, проходящий через жуткую "Черную яму", где капитану Краузе приходилось принимать непростые решения, и где он за весь этот двухсуточный перегон ни разу не поспал и так ничего и не съел. (Некоторых рецензентов раздражает тот факт, что на это в картине обращают внимание, но как по мне - это вполне характерный штрих.)

"Грейхаунд" - чем этот фильм, на мой взгляд, и хорош - сделан именно как производственная драма. В самом хорошем смысле, я говорю это безо всякой иронии! Психология отношений, оттенки характеров персонажей, длинные диалоги, пафосные речи - ничего этого здесь нет!  

В фильме показывается, как именно организуется работа боевого эсминца в тогдашних условиях постоянных атак фашистских субмарин, которые поначалу в Атлантике чувствовали себя более чем комфортно: командующий подводным флотом Германии Карл Дениц разработал эффективную тактику нападения подводных лодок на конвои, которую так и называли - "тактика волчьих стай". И пока союзники Коалиции не разработали радары нового типа и не расшифровали системы кодов радиосвязи немецких подводных лодок, пока не ввели в строй большего количества кораблей сопровождения и эскортных авианосцев - им с немцами было тяжело справляться. Но они в конце концов справились. Тем не менее немецкие подводные лодки за все время "Битвы за Атлантику" потопили более 3500 кораблей, при этом погибло 72200 моряков и офицеров. (Эти данные приводятся в самом конце картины.)

Лично мне было очень интересно наблюдать за тем, как это все функционировало в те времена, тем более что здесь это все воссоздано тщательно и с большим вниманием к деталям: как передавались приказы (рядом с капитаном находился специальный человек с передатчиком, который был на связи с отделением, где делались расчеты, прокладывался курс и где находились локаторы; в отделении информацию доносили до старшего помощника, тот ее сообщал на капитанский мостик), как прокладывался курс (компьютеров, как вы понимаете, тогда не было, все делалось на бумаге: с помощью карандаша, линеек и соответствующих инструментов), каким образом эсминец совершал противоторпедные маневры, как производились атаки на подводные лодки немцев, как действовали корабли охраны конвоя. 

Создатели картины показывают войну так, какой она и была - как каждодневную рутинную работу, при которой люди постоянно рисковали своими жизнями. Эсминец - военный корабль, экипаж которого состоит примерно из трех сотен человек, среди которых два десятка офицеров, и действовать эффективно он может только в том случае, когда каждый человек находится на своем месте и четко выполняет приказы. Сбой в какой-то одной цепочке может привести к сбою всей системы. 

На капитане корабля - огромнейшая ответственность: только он принимает решения, которые могут в конечном итоге уничтожить вражескую подлодку, а могут привести к тому, что сам эсминец будет уничтожен. 

Том Хэнкс подобные роли играет достойно, ну и здесь его капитан Краузе - не исключение, сыграно здорово. Видно, что этот человек, не имеющий реального боевого опыта, осознает свою огромную ответственность и видно, как на него это давит. Однако он обладает сильной волей и действует четко и хладнокровно. 

В картине как-то особенно педалируется тот факт, что Краузе - набожный человек: он читает молитву перед сном, он читает молитву перед едой, во время боевых действий он нередко цитирует Священное писание, что, замечу, смотрится несколько нелепо. Также он осаживает подчиненного, который порадовался первой подводной лодке, уничтоженной эсминцем. "Пятьдесят фрицев отправили на дно", - радуется матрос, "Пятьдесят живых душ", - сурово отвечает ему капитан. 

Вся эта набожная линия выглядит какой-то сильно натянутой, но, возможно, это просто перекочевало сюда из книги Форестера, хотя, как говорят читавшие книгу, в сценарии фильма все сильно изменено. 

Из известных актеров кроме Хэнкса и Элизабет Шу (какая она классная в сериале "Пацаны"!) здесь участвует Стивен Грэм ("Подпольная империя", "Ирландец", "Большой куш"). Он играет старшего помощника капитана Чарли Коула. Старший помощник вроде бы просто делает свою работу - прокладывает курс, делает расчеты, транслирует команды капитана, передает сведения из отсека, - но образ создан цельный и интересный. Тем более, что, как я уже говорил, в этой картине намерено мало что сообщается о героях, потому что создатели фильма сосредотачиваются на самом процессе ведения военных действий. 

Остальные участники - не слишком известные молодые актеры, в основном, из сериалов. Из более или менее заметных - Карл Глусман ("Программисты") и Мануэль Рульфо ("Великолепная семерка", "Убийца 2: Против всех", "Призрачная шестерка"). 

Кроме скрупулезного показа происходящего на эсминце здесь есть немало эффектных сцен, снятых крупными планами: передвижение кораблей и подводных лодок, противоторпедные маневры, сражения со всплывшими подлодками. Также есть один классный эпизод, где камера от конвоя поднимается вверх, прорезает облака и мы видим, что над облаками переливается северное сияние. 

Понятно, что здесь много чего рисовали на компьютере, но я совершенно не согласен с теми рецензентами, которые утверждают, что это типа как дешево смотрится: на мой взгляд, все выглядит достаточно эффектно. 

Вот такое кино. Мне, повторюсь, очень понравилось. Но я вполне понимаю зрителей, которые пишут, что смотреть было скучновато. Им хотелось бурных чувств, им хотелось героического пафоса, а здесь - тяжелая, опасная, но будничная военная работа. Но на мой же взгляд именно этим фильм-то как раз и ценен, второй "Перл-Харбор" меня бы разочаровал (как и первый).

P.S. На Apple TV+ русского дубляжа не было, так что я не мог его оценить. В торрентах картина есть с разными переводами: любительскими и профессиональными. Вряд ли дубляжом эту картину можно испортить, диалоги тут очень простые. 





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*