Главная » Юмор » Бранденбургский аэропорт Берлина как памятник коррупции и разгильдяйства

Бранденбургский аэропорт Берлина как памятник коррупции и разгильдяйства

При этом каждый день простоя аэропорта обходится налогоплательщикам в €1 миллион (его же нужно содержать), но зато по этому долгострою водят экскурсии, и вот репортаж Анастасии Баженовой с фотографиями. Мне друзья из Германии неоднократно рассказывали о позорище под названием Бранденбургский аэропорт (Берлин Бранденбург Интернациональ), в строительство которого вбуханы миллиарды, который должны были открыть в 2010 году, не открыли до сих пор, но, что самое печальное, совершенно неизвестно, откроют ли когда-нибудь вообще.

Для тех, кто не может зайти в Facebook, а также для тех, кто любит читать более удобно оформленные тексты - перепечатываю у себя: я текст "причесал" для удобочитаемости (Владимир Гуриев из религиозных соображений дал страшную клятву никогда в жизни не использовать заглавные буквы, а меня такие тексты, если честно, очень раздражают - их просто тупо очень неудобно читать). Владимир Гуриев у себя в Fb опубликовал большой подробный пост с историей этого долгостроя.

Миф о безжалостной, медленной, но, в конечном счете, эффективной немецкой бюрократической машине разбивается о существование Берлинского аэропорта Бранденбург.

Точнее, о несуществование, потому что это небесный аэропорт, который никто никогда не видел и в который не прилетал ни один самолет.

Старые аэропорты решили закрыть, а вместо них построить такой просторный и оживленный хаб, что Мюнхен и Лондон просто утрутся. Бранденбург придумали почти сразу же после объединения Германии, когда Берлин, снова став столицей страны, оглянулся и понял, что аэропорты у него не так чтобы огонь — тесные, бедные, старые и вообще.

Это никого не обеспокоило, для Германии это нормально. Но поскольку это Германия, между решением о строительстве и, собственно, началом строительства прошло несколько лет. Немцы тоже долго запрягают.

В следующие шесть лет пытались найти частного инвестора, который возьмет на себя расходы по строительству в обмен на будущие барыши. Первые пять лет выбирали место, где будет новый аэропорт. С поиском инвестора, правда, возникли небольшие проблемы, потому что желающих было два, и обиженный инвестор, которому контракт не достался, разумеется, пошел в суд.

В результате от плана приватизации отказались вообще, а каждый инвестор получил по 50 млн евро отступных, чтобы у него не было осадка.

Но это было только начало, потому что в этот момент проснулись жители окрестных районов. В здание будущего аэропорта еще не был заложен даже первый кирпич, а бюджет проекта уже ушел в минус на сто миллионов евро. Они вдруг поняли, что аэропорт это шумно.

Рассмотрение их исков заняло несколько лет, но суд, как ни странно, принял сторону строителей, оговорив лишь, что открыть новый аэропорт можно будет только после закрытия старых, чтобы количество страдающих жителей Берлина было минимальным.

Вскоре выяснилось, что этого не хватит, и к 2012 году бюджет вырос до 4,3 млрд евро. В 2006 году — пятнадцать лет спустя после начала обсуждения — на проект выделили первые 2,8 млрд евро.

Где-то на пятом миллиарде евро строители вдруг задумались, а что заставит авиакомпании бросить Франкфурт и Лондон ради Берлина, и когда поняли, что ничего, то успокоили себя тем, что в Берлине есть собственная авиакомпания — Air Berlin — которой в новом аэропорту в одиночку будет только вольготнее, так что Air Berlin и аэропорт вместе лишь сильнее расцветут. Примерно в это же время стало понятно, что ожидания создателей аэропорта были немножко слишком позитивными.

Выяснилось, что что-то не очень правильно посчитали, большой проект. Первые пять миллиардов евро подошли к концу, но для завершения постройки нужно было еще, как минимум, два миллиарда.

Эти деньги оказались очень, кстати, потому что десять лет спустя после первого иска жителей, которые оказались рядом с аэропортом, суды вдруг решили, что аэропорт должен поменять всем 25 тысячам истцов пластиковые окна на более плотные, ну и вообще как-то загладить неудобства. Скрепя сердце, европейские бюрократы выделили еще два с копейками миллиарда — ну и правда, не бросать же аэропорт, который почти построен.

Но вернемся немного назад.

Через четыре года после начала строительства. Аэропорт должны были открыть в 2010 году. Но в 2010 году во время стало понятно, что открытие нужно перенести на 2012 год. И через 19 лет после начала проекта.

Заодно провели нагрузочное тестирование, проверив все системы аэропорта с участием 12 000 добровольцев. В 2011 году к аэропорту протянули рельсы, чтобы к нему было удобно приезжать на метро. Аэропорт требовал множества доработок, но внутри выглядел почти как настоящий, в нем даже информационные экраны повесили с воображаемыми рейсами.

За месяц до предполагаемого открытия дату открытия аэропорта вновь перенесли — сначала на март 2013 года, а потом на сентябрь. К сожалению, в 2012 году выяснилось, что 2012 год уже наступил.

Угадайте, что случилось в сентябре.

Еще в январе 2013 года строители сказали, что никакого сентября не будет, и аэропорт откроется в 2014 году, но теперь уже точняк. Вы не угадали.

В январе 2014 года стало понятно, что в 2014 году аэропорт открыть не получается, ну и вообще давайте подождем 2016 года.

Заодно в 2014 году уволили инженера, который спроектировал и внедрил систему пожарной безопасности, потому что вдруг выяснилось, что он не инженер, а обычный чертежник, и все надо переделывать.

Можно и потерпеть. Проект немножко затянулся, но это было терпимо, потому что по старому плану аэропорт Тегель должен был работать до 2017 года включительно.

Время-то еще есть. Заодно можно было укрепить крышу, которая вдруг решила упасть.

Пиарщик аэропорта в интервью сказал, что они закопали в проект миллиарды долларов, и ни один человек в здравом уме не будет обещать открытия в конкретную дату. В 2016 году произошло удивительное событие.

Впрочем, она продержалась недолго, уже в октябре 2016 года аэропорт сказал, что к 2017 году все достроить не успеет, но с оптимизмом смотрит в такие года как 2018, а еще лучше 2019. Разумеется, его тут же уволили, попутно перенеся дату открытия на 2017 год.

Компания Air Berlin, которая должна была расцвести в аэропорту Бранденбург, этого не дождалась, поскольку в 2017 году она обанкротилась.

Аэропорт Тегель решили пока не закрывать.

Кстати, помните информационные экраны, которые повесили в конце 2011 года во время тестирования?

В 2018 году выяснилось, что их так и не выключили, и теперь нужно поменять все 750 экранов.

Короче, все, что не могло проржаветь, сгнило. Заодно выяснилось, что кабели под аэропортом проложены с нарушением всех возможных норм, а короба охлаждения зачем-то проложили без термоизоляции. Кто ж знал, что под землей так влажно.

Но этого мы уже не узнаем. Возможно, впрочем, об этом знал тот парень, который сделал вентиляционные отверстия так, чтобы в них во время дождя попадала вода.

В любом случае, часть стен и полов пришлось ломать, чтобы проложить 700 км кабелей заново. Я лично думаю, что воды хватало и без него.

Что касается пожарной безопасности, то она была спроектирована одновременно крайне неудачно и надежно, потому что заставить ее нормально работать не удалось даже в 2018, четыре года спустя после увольнения проклятого чертежника, который притворялся инженером.

И, чтобы два раза не вставать, стало понятно, что камень, который использовался при закладке фундамента, не рассчитан на текущую нагрузку — аэропорт это, оказывается, тяжелая штука, но это не узнаешь, пока его не построишь.

Не говоря уже, что липы в аэропорту посадили не той породы, и их тоже нужно было срочно заменить.
В общем, последняя дата открытия — октябрь 2020 года — вслед за своими предшественницами стала плавно отодвигаться в будущее.
В мае 2019 года очередной руководитель проекта сказал, что гарантировать ничего не может. Короче, фундамент тоже нужно укрепить и все такое.

Но я это, собственно, к чему.

Во-первых, если вам кто-то будет рассказывать про german way of doing things, просто скажите ему "Бранденбург", это наверняка собьет с него спесь.

Во-вторых, с аэропортом, который, мне кажется, никогда не будет построен, случилась удивительно трогательная история.

Ну, знаете, это такие ленты, которые позволяют вам не разбредаться, когда вы стоите в очереди на регистрацию. Несколько лет назад какой-то оптимистично настроенный менеджер заказал несколько километров секьюрити-лент, на которых написано "аэропорт Бранденбург".

Уверен, что это это был большой и важный проект, долго согласовывался дизайн, потому долго выбирался подрядчик, десятки менеджеров думали, что они жили не зря.
И, в отличие от многих других участников строительства, они действительно жили не зря.

Вылетая из Шонефельда, присмотритесь, что написано на лентах, не позволяющих вам нарушить ordnung.

На них написано "аэропорт бранденбург".

28 лет после начала проекта, десять миллиардов евро спустя — и вот у нас наконец есть отличные, не нарушающие гайдлайнов, ленточки с названием аэропорта.

Правда, они висят не в том аэропорту, в котором должны, и, на мой взгляд, даже немного запутывают уставших путешественников.

Они как уверенные в себе сорняки пробились через бюрократию, согласования, постоянные переделки, раздутые бюджеты и даже тот очевидный факт, что аэропорта, для которого их сшили, попросту не существует. Но — смерть, где твое жало — эти ленточки победили все.

Если вам нужна правильная ролевая модель — то вот она, висящая не в том месте, скорее всем мешающая чем нет, но все равно не теряющая оптимизма и воли к победе.

— Я жива, — говорит ленточка, — и мне на все похер.

Аэропорты приходят и уходят. Не отчаивайся, если твой аэропорт не достроен. Будь как ленточка. Ты ценен сам по себе. Притворяйся, что все окей, держись поближе к людям и делай вид, что так и задумано.





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*