Главная » Юмор » Автогонкам вокруг земного шара — 111 лет

Автогонкам вокруг земного шара — 111 лет

Cтартовав в Нью-Йорке, участники должны были через Канаду попасть на Аляску. В 1908 году благодаря усилиям редакций двух газет, французской «Матэн» и американской «Нью-Йорк Таймс», состоялся трансконтинентальный автопробег «Нью-Йорк — Париж». Далее планировалось преодолеть Якутию, спуститься на юг до Иркутска и вдоль Транссибирской магистрали следовать через Москву, Санкт-Петербург, Варшаву и Берлин на Париж. Затем, переправившись через Берингов пролив, оказаться на Чукотке.

Из подавших заявки двух десятков команд к назначенному сроку осталось шесть — три французских экипажа и по одному из Италии, Германии и Америки. Старт назначили на начало года, чтобы успеть пересечь Берингов пролив по льду. Два других французских экипажа выбрали тридцатисильные четырехцилиндровые De Dion-Bouton и Moto Bloc. Одна французская команда выступала, как тогда говорили, на вуатюретке: легкая коляска Sizaire-Naudin приводилась в движение пятнадцатисильным одноцилиндровым мотором. Немецкий Protos тоже имел сорокасильный двигатель, но был огромным автомобилем — весил 2700 килограммов. На машине подобного класса намеревались ехать и итальянцы: Brixia-Zust с мотором в четыре цилиндра и сорок сил. Эрвин Томас, владелец одноименной компании, передал американской команде стандартный Thomas модели 35 — единственный готовый автомобиль, который в тот момент имелся на фабрике. Американцы определились с машиной за три дня до старта. Название машине придумали звучное — Flyer («Летун»). Четырехцилиндровый двигатель имел мощность 60 лошадиных сил.

На каждом автомобиле было по два флага — национальный и американский. В день старта 12 февраля 1908 года, в день рождения президента Линкольна, свыше 50 тысяч жителей Нью-Йорка собрались на Таймс-сквер. Уже через два часа после старта у французской вуатюретки, проехавшей всего 71 километр, отвалился задний мост, починка оказалась невозможной. Победителю был обещан приз Автомобильного клуба США — тысяча долларов (по нынешнему курсу — примерно 25 тысяч долларов) — и кубок от организаторов. Запаса шин участникам не хватило даже до Чикаго — пришлось устраивать промежуточные базы снабжения. Проблемы создавали не только плохие дороги, но и холода.

Организаторам срочно пришлось менять планы, маршрут проложили в направлении Сан-Франциско. В самый последний момент канадские власти отказались пропустить гонщиков через свою территорию. Была даже идея использовать паруса при попутном ветре, чтобы сэкономить бензин. На отдельных участках автомобилисты нанимали лошадей у местных фермеров, чтобы преодолеть снежные заносы.

Возникли проблемы и у немцев. Вторым сошедшим с дистанции экипажем тоже стал французский — Moto Bloc команды Шарля Годара. Первым прибыл в Сан-Франциско американский Flyer под управлением Джорджа Шустера. С разрешения спортивных комиссаров Ганс Кёппен принял решение погрузить Protos на железнодорожную платформу в Огдене, штат Юта, откуда поезд доставил их в Сиэтл, на тихоокеанское побережье. Машины погрузили на пароход, который доставил их на Аляску. За ним прибыли итальянский и последний из французских автомобилей. Поскольку график гонки был давно сорван и лед в Беринговом проливе уже начал подтаивать, каждый добирался до России как мог.

Путь через Маньчжурию и Сибирь оказался для гонщиков самым большим испытанием. Экипажи четырех автомобилей встретились во Владивостоке. Карты не соответствовали местности. Вместо дороги приходилось двигаться по тропе, прерываемой болотами. Иногда скорость измерялась метрами, а не километрами в час. Часто приходилось оставлять автомобиль и пешком добираться до населенного пункта, чтобы определить свое местонахождение. Можно только удивляться прочности тогдашних автомобилей! И тогда участники автопробега решили ехать прямо по Транссибирской железной дороге.

А уж Европа и вовсе показалась сущим раем для измученных автомобилистов. После сибирских испытаний грунтовые дороги европейской части России не представляли больших трудностей. Через пять с половиной месяцев после старта 26 июля 1908 года, немцы первыми достигли Парижа. В гонке лидировал Protos. Итальянцы отстали от лидеров не на часы, а на месяцы, финишировав только 17 сентября. Четырьмя днями позже, преодолев 35 тысяч километров, на финише оказался Flyer. Победителем признали американскую команду. Однако при подведении итогов германская команда получила пятнадцатисуточный штраф за железнодорожное путешествие до Сиэтла и еще 15 штрафных суток за то, что не была на Аляске.

Не в последнюю очередь благодаря тому, что среди участников были профессиональные репортеры и фотографы. Трансконтинентальная гонка привлекла большее внимание публики, чем Олимпийские игры 1908 года. Они отправляли сообщения с трассы пробега, репортажи регулярно появлялись на первой полосе «Нью-Йорк Таймс».

Крупнейший в мире автомобильный музей Харра в штате Невада США экспонирует Thomas Flyer. Из шести машин-участников до наших дней сохранились лишь два автомобиля — Thomas Flyer и Protos. Немецкий технический музей в Мюнхене демонстрирует Protos.

Via

Вот Thomas Flyer.

А вот Protos.

Пересмотрю сегодня, нестареющая классика. Ну и как тут не вспомнить чудесный фильм "Большие гонки" c Джеком Леммоном, Тони Кертисом, Натали Вуд и Питером Фальком!





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*