Главная » Приколы » 83 года выше уровня Волги

83 года выше уровня Волги

Канал имени Москвы.

Вдумайтесь только - в 30х годах, когда не было всем привычных гидромашин, экскаваторов и прочей привычной сейчас механизации, создать такой каскад сооружений, который на протяжении почти полутора сотен километров соединит в конечных точках реки Волга и Москва. Многие слышали это название, но не многие интересовались историей создания этого поистине великого проекта.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Так уж сложилось, что сейчас живу на другом не менее великом сооружении. В свое время я жил в Ульяновске и рассказывал уже про одно гидросооружение под названием Ульяновская дамба в рассказе «58 лет ниже уровня Волги». Но обо всем по-порядку…

Но на самом деле я хотел рассказать всего об одном участке канала, который примыкает к Москва-реке - так называемая «Глубокая выемка». Можно рассказывать много про то, как все это в целом строилось, как выкапывали лопатами и вывозили тачками сотни тысяч тонн грунта. Ну как без нее? Хотя и придется углубиться немного в историю. Краткая история создания канала им.Москвы - столица начинала умирать в жажде. Без нее рассказ будет совсем неполным. Тогда и появился амбициозный план - соединить полноводную Волгу и Москву каналом, что бы обеспечить водой все прибывающее население и разрастающуюся промышленную зону. Река Москва просто не могла обеспечить водой то количество жителей и производственных комбинатов, которое уже в 30х годах двадцатого столетия уже было в столице. Мало того - канал должен был стать не просто самотечным, когда вода течет сама по себе, а практически полностью энергетическим. Канал соединил Волгу от Иваньковского водохранилища близ города Дубна с рекой Москва в районе современных Химок. То есть вода из Волги поднимается насосами в четырех участках на высоту в 8 метров и еще в одном на 6 метров и только спустя километры течет уже сама.

Находится он в черте города Долгопрудный. Был на всем канале один участок, который назвали Глубокая выемка. Сейчас попробую объяснить в деревенских понятиях. Почему Глубокая? Причем это надо сделать в грунте, который насыщен плывунами (грубо - жидкая земля, которая может в любой момент сдвинуться в образовавшуюся пустоту). Представьте себе 6 километров трассы, которую просто надо раскопать на глубину двадцать два с половиной метра! Кто-то хоть раз копал яму метра два глубиной? И начинали копать все это лопатами, вывозили тачками вручную. Представьте себе пару миллионов таких ям.

К 33му смогли снять и вывезти примерно от двух до четырех метров земли. Копать начали в 31м году. Паровые, на дровах или угле. Только в 33м начали появляться первые экскаваторы. Передвигавшиеся по специально проложенным полотнам, иногда обрушивающимся и заваливающим ранее выкопанное.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

В стране просто не производились на то время экскаваторы такой мощности. Более того - экскаваторы собирали со всей страны и они были иностранного производства. Но вывозился грунт по-большей части все так же на тачках силами заключенных специально созданного для строительства канала Дмитлага. Буквально за год в Коврове было построено производство требуемых экскаваторов, которые сразу направлялись на Глубокую выемку. Плюс плывуны, о которых я уже писал выше. Спустя какое-то время начали прокладывать рельсы и загонять паровозами вагоны для вывоза грунта, но постоянные осыпи и обвалы обрушивали пути вместе с вагонами и паровозами. Историкам известна одна из страшных аварий, когда прорвавшийся плывун снес и экскаваторы, и составы вместе с рабочими, селевой поток заполнил все только что выкопанное русло и пришлось всю работу начинать практически заново.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Каждые 5 минут из Глубокой выходил гружёный состав. Но тем не менее работы не прекращались ни днем, ни ночью. Воду, собиравшуюся во время строительства в котловане, откачивали 3 основные насосные станции и 34 вспомогательные. Для перевозки было оборудовано 64 км железнодорожных путей со 105 стрелками.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

С Глубокой выемкой связана история посещения ее высочайшей комиссии во главе с И.Сталиным:

Его сопровождала свита – Л.Каганович, К.Ворошилов, В.Куйбышев, Г.Ягода и А.Жданов. «4 июня 1934 года Глубокую выемку посетила высочайшая делегация во главе с И.Сталиным. С этим посещением связана достоверная история. Для вождя и гостей была построена специальная деревянная лестница, чтобы они не повредили себе конечности или не сломали шею при спуске в глубокий котлован. А людей, ответственных за снабжение, расстрелять. Заканчивая осмотр стройплощадки, длившийся целых 40 минут, Сталин заметил, что многие каналоармейцы (то есть заключённые) работают без обуви и немедленно приказал в течение двух часов их обуть. Ответственных расстреляли, зэков обули.»

Запомните этот поворот Глубокой выемки, он будет еще присутствовать на дальнейших фото. По преданиям историков это и есть та самая лестница.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Привозили камни с БАМа, высаживались деревья и кустарники на всем протяжении выемки. Но мало было выкопать канал, надо было еще и защитить его от разрушения водой. Попутно конечно прославляли Партию и Ленина. Это тысячи составов камней, десятки тысяч (если не сотни) кустов и деревьев. Сейчас эта надпись давно заросла травой.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Они естественно в рабочем состоянии и готовы в любой момент перекрыть канал. Что бы защитить от возможного прорыва плывуна и перекрытия землей канала был сделан обводной канал, выстроены заградворота, которые могли перекрыть подачу волжской воды и освободить зону обрушения для ликвидации возможной аварии.  Их кстати легко можно найти на тех же Яндекс.картах. Вот так выглядит сейчас одно из сооружений заградворот.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

ЛесА. Леса.

Это бревна! Это же не стальные фермы и лайер. Так строились шлюзы и другие гидросооружения.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Когда по каналу шли первые пароходы (паро, еще не теплоходы) люди стояли на берегах и мостах и приветствовали их. Заполнение канала началось весной 36го года, а через год по каналу прошли первые суда… Это был реально праздник для страны.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Глубокая выемка. Канал. Не знаю, какого года это фото. Уже разросшийся кустарник и деревца.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Фото с другой точки за поворотом. И вот уже много лет канал как будто и всегда был на этом месте. Выйти, пройти 100 метров и ты на канале... Примерно там, где стоит мой дом.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Вот как раз там за деревьями самый первый уголок - это виднеется мой дом. А следующее фото практически с той же точки, о которой я писал выше.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

И это я еще не рассказал про каскад шлюзов, про гидроэлектростанции, про поднимающие воду на десятки метров насосные, про водохранилища и судоходный канал. И сейчас, в наше время, сидя на склоне (желательно, когда идут большие четырехпалубные речные теплоходы) я никак не могу представить, как это все было построено почти век назад такими же вот руками. ) Надеюсь расскажу и про это.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*